Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность
- это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация детей с ограниченными
возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным
направлением государственной социальной политики.
В России
реализуется программа "Доступная среда", разработанная
правительством РФ с 2011 – по 2025 год.
Одной из важных задач
программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды,
дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное
развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием
оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды,
включая образование, работу, а также доступность информации и каналов
коммуникации.
В современном обществе создание
доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только
государственного, но и международного значения. В настоящее время
государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной
политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация,
связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики
является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с
ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать
развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны
моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая
индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды
учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические особенности,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
· эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем
детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности
каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс
адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов
ФГОС.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного
развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему
развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных
отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети,
родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе
взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и
реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному
познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка,
его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.