Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№50 «Алёнушка» города Калуги
(МБДОУ №50 «Алёнушка» г. Калуги)
Принята
На заседании
педагогического совета
Протокол №
От «
»
202
Утверждаю
Заведующий МБДОУ № 50
«Алёнушка» г. Калуги
А.В. Горбачева
М.П.
г.
Дополнительная общеразвивающая программа
д л я д е те й 5 – 7 л е т
« Поиграем в английский »
Составитель:
Дмитриевская К.А
Калуга, 2022
Пояснительная записка
Современная жизнь, ее темп и потребности общества таковы, что к
человеку, в том числе и к ребенку выдвигается все больше требований: он
должен быть мобильнее, быстрее реагировать на изменения, нестандартно
мыслить, схватывать все «на лету». В связи с этим возросла значимость
изучения иностранного языка. В школе предмет «Иностранный язык»
появляется уже со второго класса. Столь раннее начало обучения пугает
родителей и даже учителей. Новые учебники предъявляют высокие требования
к 7-8летним детям.
Иностранный язык, как учебный предмет имеет огромный потенциал для
развития детского сада. Известно, что дошкольный возраст является
благоприятным для усвоения всего нового, в том числе и иностранного языка.
Настоящая программа предназначена для детей старшей и
подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок
способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него
появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает
достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для
удовлетворения своих коммуникативных нужд (возрастные особенности детей
5-7 лет смотри в Приложении 1)
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется
правильное понимание языка, как общественного явления, развиваются их
интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Это достигается
путем вовлечения ребенка в виды деятельности, которые улучшают
координацию, моторные навыки, так же пространственное, личностное,
социальное и эмоциональное развитие, такие как игровая, двигательная,
конструктивная и другие виды детской деятельности в соответствии с ФГОС
ДО.
Языковое содержание обучения определяется простотой и доступностью
материала для детей дошкольного возраста, связано с повседневной жизнью в
детском саду и дома. Принимая во внимание соотношение возраста ребенка,
распределение и обработка материала тесно связана с методикой обучения.
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в
течение недели. Программа составлена в соответствии с Письмо
Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных
формах обучения", а также Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 09.2020 № 28
"Об утверждении СанПиН 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020г. № 61573)
Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного
возраста английскому языку «Учим английский» составлена на основе
разработок и методических рекомендаций И.А. Шишковой, М.Е. Вербовской
«Английский для малышей», под редакций Н.А. Бонк.
Таким образом, овладение иностранным языком на элементарном уровне
в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации
стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной
ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Программа
«Учим английский» направлена на создание базы для дальнейшего изучения
иностранного языка в начальной школе.
Актуальность программы - знание иностранных языков является
неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает
потребность изучения языка уже в дошкольном возрасте.
Цель программы – развитие лингвистических способностей дошкольников
посредством активизации их творческой деятельности.
Задачи:
- формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на
английском языке;
- развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления;
- воспитание интереса и уважения к культуре других народов.
Форма занятий - игровая, любое задание превратить в интересную и
выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по
содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Виды и формы работы:
1. Имитация.
2. Создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие –
доминирование невербальных средств обучения – картинок, образов, музыки,
танцев.
3. Использование дидактических игр.
4. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у
детей, повышению самооценки, значимости.
5. Работа над произношением:
а) скороговорки;
б) рифмовки.
6. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки
7. Работа с картинкой:
а) описание картинки
б) дидактические игры.
8. Разучивание и декламация стихов:
а) разучивание;
б) конкурс стихов.
9. Подвижные игры (хороводные игры, спортивные).
10. Творческая деятельность.
12. Воспроизведение ситуативных диалогов.
13. Рассказ по картинке.
14. Изучение букв английского алфавита.
Методы и приемы:
1. Методика Домана
2. Игровой метод (ролевые (ситуативные), соревновательные, творческие,
музыкальные, пальчиковые игры)
3. Работа над произношением (повторение).
4. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
5. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные
игры, творческие игры)
6. Разучивание и декламация стихов, песен.
7. Просмотр мультфильмов на английском языке.
8. Слушание книг на английском языке и рассматривание иллюстраций.
Структура занятия
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение лексического материала.
4. Разминка (подвижные игры, физкультминутка).
5. Дыхательная гимнастика.
6. Активизация пройденного и введение нового материала.
7. Разучивание стихов и рифмовок.
8. Закрепление материала.
Срок реализации программы:
учебная программа «Учим английский» рассчитана на 2 учебных года: 36
учебных часов в год (по 1 часу в неделю).
Условия реализации программы
Формы и методы работы выбираются в зависимости от темы занятия и
поставленной цели. На занятиях проводятся игры и упражнения, а также
физкультминутки и упражнения для снятия усталости и др.
Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении. Количество столов и
стульев соответствует количеству детей.
Методическое обеспечение данной программы:
- аудиоматериалы;
- видеоматериалы (мультфильмы);
- демонстрационный материал (схемы, рисунки, карточки);
- раздаточный материал (лото, материал для проверки знаний);
- методическая библиотека;
- книги по этнографии, истории англоязычных стран;
- помещение для проведения занятий;
- освещение;
- столы, стулья;
- аудиомагнитофон;
- видеомагнитофон;
- телевизор
- интерактивный комплекс (интерактивная доска и персональные ноутбуки)
Этапы реализации программы.
Данная программа предполагает обучать ребят по методу «от простого к
сложному», что наиболее целесообразно для успешного освоения материала.
Первый этап – сентябрь – ноябрь – диагностический
Проводится диагностика уровня возможностей детей, их познавательного
интереса, изучаются мотивы и потребности. Это позволяет в дальнейшем
выбрать правильные формы и методы работы, наладить благоприятную
психологическую атмосферу в коллективе детей.
Второй этап – ноябрь – май – познавательный
Педагог знакомит с явлениями английского языка, элементарными речевыми
структурами, обыгрывает с детьми мини-диалоги. Песенки, считалочки,
соревнования, забавные конкурсы, загадочные гости, подвижные игры, книжкираскраски – все это поможет ребенку постигать азы общения на английском
языке.
Третий этап – май – заключительный
Подготовка и проведение итогового мероприятия (диагностика на конец
года).
Организация работы в группе
Создание в группе непринужденной обстановки, теплого психологического
микроклимата. Во время занятий дети сидят кругом или полукругом на стульях,
на ковре. Быстро сменяются виды деятельности. Для практических занятий
была разработана развивающая среда, которая включает в себя дидактические
игры, буквы и звуки английского алфавита, тематические картинки, игрушки,
рамки-вкладыши, шершавые цифры.
Дети организованы в подгруппы. Каждая встреча с детьми сопровождается
презентацией по изучаемой теме, которая закрепляется в индивидуальных
играх на персональном ноутбуке.
Организация работ по взаимодействию с родителями
Взаимодействие с родителями осуществляется в форме индивидуальных
бесед, подгрупповых консультации, открытых занятий, стендовой
информации, средств массовой информации. Организовываются выходы детей
на праздники. На утренниках дети читают стихи и поют на английском языке,
играют в английские игры. Так же с родителями проводятся мастер-классы
по изготовлению методических пособий для ООД и образовательной
деятельности в режимных моментах в группе.
Контроль и оценка деятельности ребенка
В детском саду дети осваивают устный курс иностранного языка и
мониторингу подлежат такие виды речевой деятельности, как говорение и
аудирование. Также проверяется уровень овладения лексическим материалом и
навыки произношения. Результаты работы оформляются в виде таблицы.
Максимальное количество баллов в таблице не указано, так как зависит от
объема материала, пройденного детьми. Особенность языковых тестов для
дошкольников в том, что они строятся на материале программы, по которой
работал педагог. (Материалы по мониторингу – в Приложении 2)
Следует отметить, что мониторинг проводится с целью выявить динамику
развития детей, а также чтобы правильно скорректировать ход
образовательного процесса и индивидуализировать процесс обучения.
Предполагаемый результат
К концу учебного года (май) дети умеют:
Вычленять английскую речь в общем речевом потоке.
Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском
языке.
Здороваться, прощаться на английском языке.
Отвечать на вопросы:
Называть предметы и явления природы,
Произносить некоторые специфические звуки английского языка.
Так же дети приобретают определенное представление о культуре,
традициях страны изучаемого языка, расширяют свой кругозор.
А к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, у него будет сформировано
главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка и будет
накоплен определенный объем знаний, который облегчит дошкольнику
освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Учебно-тематическое планирование
January
December
November
October
September
Первый год обучения
№
Тема
Кол-во
занятий
1
Hello!
1
2
What is your name?
1
3
New friends.
1
4
Let’s play!
1
5
What can we do?
1
6
Who are you?
1
7
New friends.
1
8
Let’s play!
1
9
I can/Can you?
1
10,11
I have a pet.
2
12
Playtime.
1
13
New friends. I can video
1
14
Hallowing.
1
15,16
At the zoo.
2
17,18
On the farm.
2
19
Numbers.
1
20
Nursery rhyme. One – a cat
1
21,22
Let’s count!
2
23
Playtime.
1
24
Colours.
1
25
Let’s play!
1
26
Fruits.
1
27
Vegetables.
1
28
Playtime.
1
29,30
Christmas.
2
31
Big – little. New friends.
1
32
The rhyme about a mouse 1
1
33
This & That
1
34,35
Brown bear, What do you see?
2
May
April
March
February
The rhyme “This is a big green frog”
1
37,38
May I come in? Open the door!
2
39
The rhyme about a mouse 2
1
40
Valentine’s day.
1
41
New friends.
1
42
I can see a cat.
1
43
Plurals.
1
44
Playtime.
1
45
Mother’s day
1
46,47
Food.
2
48
I am hungry.
1
49
Please, give me some cheese!
1
50
The song “Give me some honey” p.46
1
51
I like milk very much! p/55
1
52,53
Tableware
2
54-57
The body
4
58,59
The prepositions “on” & “in”
2
60,61
My family.
2
62,63
In the street.
2
64,65
Insects.
2
Всего:
65
N
o
October
September
Второй год обучения
1
Hello!
1
2
Nice to meet you!
1
3,4
Dinosaurs.
2
5
Happy birthday.
1
6,7
Autumn.
2
8,9
Trees
2
10,11
In the garden
2
12,13
Playtime: direction of movement.
2
14,15
Hallowing.
2
16-18
Hibernating animals
3
December
January
February
March
April
19,20
Arctic animals
2
21
Playtime.
1
22,23
Happy birthday.
2
24,25
Winter
2
26,27
Animals and their young
2
28,29
Feed your pet
2
30,31
Christmas.
2
32,33
Sea animals.
2
34
10 little fish
1
35,36
Emotions
2
37
The rhyme about an alligator
1
38
Playtime
1
39,40
Shapes
2
41
Valentine’s day.
1
42,43
The prepositions of place
2
44
The father’s day
1
45
Happy birthday.
1
46
The pancake day
1
47
Mother’s day
1
48,49
Spring is here
2
50,51
Flowers
2
52,53
Tongue twister “I see a big black cat”
2
54
April fool’s day
1
55
The day of cosmonautics
1
56,57
Easter
2
58,59
Continents/ Shopping
2
60,61
In the street
2
62
At the doctor
1
63
May day
1
64
Victory day
1
What time is it?
2
Summer
2
May 65,66
67,68
69
Happy birthday.
1
Всего:
69
Взаимодействие с семьей
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных
отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в
воспитании.
Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более
эффективной образовательной деятельности детей.
Совместная работа родителей, педагога и обучающихся поможет решить
важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной
личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности,
интеллектуального богатства детей.
Цель: вовлечь родителей в процесс обучения английскому языку,
формировать у них позицию субъекта этого процесса.
Первый год
№
Мероприятие
Задачи
1
Вводное занятие.
Знакомство с
воспитанниками и их
родителями.
«Привет, это мы!»
Приглашение
родителей на занятие
«Рождественская
встреча»
Консультации для
родителей
Мини-концерт
«Только для вас»
- познакомить родителей с
деятельностью
объединения;
- создать условия для
сотрудничества;
- демонстрация творческих
способностей детей;
2
3
4
5
Итоговое мероприятие
«В гостях у сказки»
- совместное решение
текущих вопросов
- создание условий для
улучшения результатов
воспитанников через
совместную деятельность
педагога и родителей
-подведение итогов за год,
награждение детей,
родителей
Время
проведения
сентябрь
декабрь
В теч. года
март
май
Второй год
№
Мероприятие
Задачи
1
Вводное занятие. Цели
и задачи на год.
2
Открытое занятие
3
Консультации для
родителей
Итоговое мероприятие
«The three little pigs»
- настроить родителей на
активное взаимодействие;
- создать условия для
сотрудничества;
- демонстрация полученных
детьми знаний;
- совместное решение
текущих вопросов
-подведение итогов за год,
награждение детей,
родителей
4
Время
проведения
сентябрь
декабрь
В теч. года
май
Приложение 1
Возрастные особенности при обучении английскому языку детей 5-7 лет
Дети дошкольного возраста воспринимают иностранный язык как новое
открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, и грамотное
знакомство с иностранным языком позволит достичь удивительных
результатов. Большинство исследователей сходится во мнении, что
специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3-10 лет.
Лучше всего изучать иностранный язык в 5-7 лет, когда система родного языка
ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится
сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения,
легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при
вступлении в контакт на иностранном языке.
Дети 5-7 лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них
появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов языка». В
этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход
от игровой деятельности к учебной.
Мнемическая деятельность детей данного возраста ещё несовершенна. У
них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается
то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Старшие дошкольники
проявляют интерес к разным способам выражения мысли, к языку как способу
общения, к специфичным для данного языка словам, к письменности. В языке
дети интересуются семантикой (смысловой стороной речи), значениями слов,
могут давать их толкование.
Дети пяти-шести лет достаточно коммуникабельны и любознательны, и
стремятся к активному познанию мира, причем именно в этом возрасте процесс
непосредственного чувственного познания дополняется словесным.
При обучении детей рекомендуется применять приемы, обеспечивающие
повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и
любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания,
произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления
своим поведением.
Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой
языковой памятью. У них также сильно развито эмоционально-образное
восприятие языка. Слова привлекают их, прежде всего, своим звучанием.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще
и потому, что детей отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих
возрастных этапах, запоминание языкового материала. Кроме того, игра,
являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать
коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. С помощью
игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Игра требует
от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания,
эмоциональной сдержанности.
Приложение 2
Мониторинг
ФИ ребенка
Говорение
Виды речевой деятельности
Аудирование
Лексика
Фонетика
Для диагностики говорения используются художественные картины или
сюжетные картинки. После просмотра картинки ребенку задаются простые
вопросы на иностранном языке в рамках изученного материала. За каждый
правильно понятый вопрос и адекватный на него ответ - 1 балл.
Диагностика аудирования. Здесь используются записанные на аудионосители
предложения, смысл которых ребенку предстоит понять или можно два раза
прочитывать предложения. После этого ребенок из карточек, лежащих на столе
( по три для каждой записанной фразы) должен выбрать картинку, о которой
говорилось. За каждое правильное действие - 2 балла.
Диагностика овладения программной лексикой. Выбрать 4-5 тем, к каждой теме
по пять картинок. Картинки вперемешку лежат на столе. Каждая правильно
названная лексическая единица оценивается в 1 балл. Максимальное
количество баллов - по количеству картинок.
Диагностика фонетических навыков. Выбрать изображения так, чтобы
соответствующие слова содержали нужный звук. Попросить ребенка назвать
предметы (если ребенок не знает слово- можно подсказать). За каждое
правильно произнесенное слово - 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.
Список используемой литературы:
1. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. «Английский для малышей», Учебник, М.:
ООО «Издательство «Росмэн – Пресс», 2011.
2. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. «Английский для малышей», Руководство
для преподавателей и родителей, М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс»,
2011.
3. Английский для маленьких 3-5 лет, учебное пособие, ООО Издательство
«Питер», 2012.
4. Конышева А. В. Английский для малышей, Минск, 2004.
5. Вронская И. В. Английский язык в детском саду. Спб., 2001
6. Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова Методика обучения дошкольников
иностранному языку: учебное пособие, Москва: ВЛАДОС, 2010
7. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М.,
Просвещение, 1984