Дополнительная образовательная программа «Йога для детей» (физкультурно-спортивного направления)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 50 «Алёнушка» г. Калуги
(МБДОУ №50 «Алёнушка» г. Калуги)

Принята

Утверждено

Приказом

на заседании педагогического совета

МБДОУ № 50 «Алёнушка»

МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги.

г. Калуги.

Протокол

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Йога для детей»
физкультурно-спортивного направления
Старший дошкольный возраст 5-7 лет
Срок реализации: два года.

Составила: Коновалова Ольга Николаевна
Инструктор по физической культуре

г. Калуга. 2021.

Раздел 1
1.1. Пояснительная записка
Основная цель дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для
полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
Физическое воспитание не может быть оторвано от любого другого воспитания, которое
способствует нравственному, духовному, эстетическому развитию.
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования в России создается система образования, при которой преемственность
образовательных программ позволит создать условия для воспитания гармонично
развитой, физически и духовно здоровой личности.
Физическая культура, как часть общей культуры человека, и система физического
воспитания, как часть системы образования, обеспечит формирование физической
культуры у личности, в частности, и у общества, в целом.
Новые государственные образовательные стандарты, законодательное построение
системы преемственного образования, влечет за собой создание системы физического
воспитания, в которой должны использоваться все инструменты для воспитания
философии «гармонии тела, воли и разума» с раннего возраста до глубокой старости, ведь
возрастного ограничения в образовании не существует.
К пяти годам ребенок овладевает всеми основными двигательными навыками,
начинают

развиваться

такие

физические

качества

как

гибкость,

координация,

формируется костная система.
В этом возрасте ребенок легко обучается. Всякое систематическое воздействие быстро
оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
Актуальность.
В наше время йога известна во всем мире благодаря своему исключительно положительному
воздействию на здоровье и эмоциональноесостояние взрослых и детей.
О пользе занятий йогой с раннего возраста говорит учитель
физкультуры О.Курноосова, участвовавшая в фестивале педагогических идей «Открытый
урок»:

«Поддерживать

здоровье,

развивать

гибкость

и

выносливость,

умение

концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Именно поэтому был разработан детский

вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей
ребенка».
Регулярные занятия йогой позволяют:


Укрепив мышечный корсет позвоночника, а так же мышцы рук и ног, исправить осанку и

нормализовать кровообращение во всем теле;


Улучшить и сохранить гибкость;



Правильно сформировать стопы и исправить легкие формыплоскостопия;



Повысить иммунитет;



Развить координацию движений и чувство равновесия;



Развить способность концентрировать внимание;



Уменьшить частоту проявлений гиперактивности и гипоактивности.

Дети получают удовольствие от выполнения физических упражнений, в том числе и
упражнений йоги. Занимаясь с детьми йогой, мы помогаем им расти здоровыми, крепкими и
жизнерадостными.
Новизна дополнительной образовательной программы
Новизна программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое
развитие детей совмещается с развитием их креативных, интеллектуальных способностей.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. Статическое
поддержание поз требует плавных, осмысленных движений и спокойного ритма. Вследствие
этого организм ребенка испытывает умеренную нагрузку, так как хатха-йога предусматривает
сочетание физических упражнений на расслабление в сочетании с дыхательной гимнастикой.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции
образовательных областей (физическая культура, музыка) как одного из важнейших
принципов

организации

работы

с

дошкольниками

в

соответствии с

федеральным

государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Адресат дополнительной образовательной программы.
Программа предназначена для детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы- 2
года: 5-6 лет- 1-й год обучения, 6-7- 2-й год обучения.

Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и
порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возрастные особенности детей 5- 7 лет.
Возраст от пяти до семи лет – это дошкольный период является очень важным этапом в жизни
ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе
существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и
коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 57 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание
дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет
общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация,
движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость
движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более
ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные
особенности
детей 5-7 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была
чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но
неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, детям необходимо давать
время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 5 до 7 лет они существенно
не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса.
Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Объём дополнительной образовательной программы
Срок освоения

2 года.

Первый год обучения

33 часа

Второй год обучения

33 часа

Общее количество учебных часов на весь

66 часов

период обучения
Продолжительность занятий по йоге для детей 5-7 лет составляет 25-35 минут в зависимости
от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 2 раза в неделю.
Занятие состоит из 3-х частей (приложение 1)

Формы обучения дополнительной образовательной программы.
Занятия по йоге проводятся по традиционной форме обучения.
В группах одного возраста.
1.2 Цель, задачи дополнительной образовательной программы
Цель: сохранение и укрепление здоровья, повышение защитных функций организма детей в
рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатка-йоги.
Задачи:
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, суставной
гимнастики
- формировать правильную осанку, укрепление опорно - двигательного аппарата
- совершенствовать двигательные умения и навыки
Развивающие:
-развивать морально-волевые качества;
- способствовать повышению иммунитета;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах;
- Желание вести здоровый образ жизни.
1.3 Содержание
В программе представлена система оздоровительных занятий, направленных на профилактику
нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировку дыхательной
системы, повышение защитных функций организма детей с использованием формы – хаткайога, которая эффективна в плане не только физического, но и нравственно-духовного
оздоровления детей дошкольного возраста. Программа определяет основное направление,
цель, а так же план действий со сроком реализации в течение 2-х лет. Весь материал
разработан в соответствии с научно обоснованными оздоровительными методиками,
адаптированными к данному возрасту детей.
1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы


Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей

5-6 лет.



Умение правильно выполнять асаны, находить нужную на предметной, схематической

картинке.


Умение правильно применять выполнение техники держать осанку.



Придумывать сказки и истории с помощью предметных или схематических картинок и

рассказывать с использованием асанов.


Умение выполнять пранаяму (дыхательную гимнастику, в частности «Капалабхати»)



Стабилизация эмоционального фона у детей, умение расслабляться.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации дополнительной образовательной программы
1 оборудованный спортивный зал, который соответствует нормам и гигиеническим
требованиям.
2 аудио материалы с записями музыки и звуков природы
3 спортивное оборудование (массажные мячи, гимнастические палки, массажные дорожки,
палочки для профилактики плоскостопия, гимнастические коврики для выполнения асан)
4 спортивная форма, в футболка и шорты, ноги босые.
2.2Формы педагогической диагностики
Оценка физической подготовленности детей (5-7 лет)
Диагностика проводится для контроля за уровнем развития физических качеств ребенка и его
физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень
специальной подготовки двигательного аппарата.
Мониторинг проводится в октябре и апреле, для контроля за уровнем развития физической
подготовки ребенка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень
специальной подготовки двигательного аппарата. Результаты заносятся в таблицу №1.
(Приложение 2)
2.3 методические материалы дополнительной образовательной программы
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и
практических занятий разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с
учётом физических особенностей , физического развития и состояния здоровья детей 5-7 лет.
Методическое обеспечение программы
А.Рыбакова «Детская йога для малышей. Йога-игра». Методические рекомендации. –
Уральский институт фитнеса.

Е.Б. Болсунова «Сказочная гимнастика с элементами йоги». –М.: ВАКО, 2016.
Л.Паджалунга «Играем в йогу». – Москва «Манн, Иванов иФербер», 2018.
Т.А.Иванова «Йога для детей». Парциальная программа кружковой работы для детей
дошкольного возраста. –СПб.:ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015.
Э.Ф Мухомедьянова Методическая разработка на тему: Гимнастика для глаз.
Интернет ресурсы
http://ds17prim.ru/vazhno-znat/dykhatelnaya-gimnastika-dlya-rebenka
https://www.google.com/search?q=%D0lessons
http://www.kirov.spb.ru/dou/46/index.php?option=com_content&view=article&id=325%3Al---r&catid=14%3A2012-12-04-11-45-25&Itemid=24
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/27/kompleksy-dykhatelnoy-gimnastikidlya-detey-doshkolnogo

3 Список литературы.
Липень А. «Йога для начинающих». – СПб.: Питер, 2014
«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Подольская
Е.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж.Обруч №3-1997
Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство
«ДИЛЯ», 2010. – 104с.
Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.:Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.:Метафора. – 2009.
Интернет ресурсы

https://педпроект.рф/%
https://kladraz.ru/blogs/inga-vadimovna-alekseva/master-klas-dlja-pedagogov-na-temudetskaja-ioga-razvitie-garmonija-radost.html
https://mymind.yoga/praktika/yoga-dlya-detey.html
https://kundalini.ru/types-yoga/detskaya-yoga/

Приложение

Приложение 1
Структура проведения занятия
Подготовительная часть (3-5минут)
Цель: тонизирование организма, разогрев мышц, растяжка сухожилий, подготовить организм к
занятию, настроить детей на хорошее, доброе.
В подготовительную часть включаются: гимнастика потягиваний, дыхательные упражнения,
ознакомление с частями тела (прохлопывание), разминка с упражнениями на растяжение
мышц, подвижность суставов, динамические упражнения и элементы самомассажа (пальцев
рук и предплечий, ног, лица).
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее.
Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть (13-15 минут)
Цель: Укрепление и разработка суставов, освобождение их от отложений солей, укрепление
костной системы, повышение гибкостипозвоночника.
а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется)
Заключительная часть (2-4 минуты)
Цель: Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние,
оптимизация автоматического режима работы дыхательного центра, усиление функции
дыхательного

аппарата.

Чтобы достичь полного отдыха,

необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании.

мышечного расслабления

Приложение 2
Диагностика
Физическое

Содержание теста

Требования к выполнению

качество
Гибкость

Ребенок встает

на

Измеряем от нулевойотметки

гимнастическую скамейку с

(край

прикрепленной линейкой так,

гимнастической скамейки).

чтобы носки ног касались края.

Выше – результат

Выполняется наклон вперѐд с

отрицательный, ниже –

прямыми ногами.

положительный.
Положение фиксируется 3
секунды.

Равновесие

Из положения, стоя на однойноге, Оценивается удержание в
другая согнутая вперѐд(носок

секундах.

касается колена
опорной ноги), руки в стороны.

Статическая
выносливость

Даются 2 упражнения, каждое

Упражнение 1.

упражнение выполняется только

Поднять туловище из положения,

1 раз.

лѐжа на животе, ноги закреплены.
Держать 10 секунд.
Упражнение 2.
Из исходного положения, лѐжа на
спине, поднять ноги на 30 см над
полом, руки за головой. Держать
10 секунд.

Таблица №1. Уровень развития физических качеств.
Физические качества

Уровень
развития

№

Фамилия,

физических

имя

качеств

ребенка

Статическая
Гибкость

Равновесие

выносливость
Упр 1

н.г.
1
2
3
4

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

Упр 2
к.г.

н.г.

к.г.

к.г.

Приложение 3
Перспективный план занятий 1-й год обучения (5-6 лет)
№ Тема

Игроваягим Гимнастика Самомас Асаны

Дыхательная

Гимнаст Пальчиковая Релаксаци Игра

настика

гимнастика

ика для

приговорки

саж

гимнастика

я

глаз
1

Вводное занятие

2

Правила

Светофор

Мартышки

дорожного

Умывани Комплекс 1

Регулировщик Комарик Наши

е

Паучок

пальцы

Ловкий
пешеход

движения
3

Сам себя я полечу Гимнастика Зайчик
для ног

Вышел

Комплекс 2

заяц

Воздушный

Зайка

Считалка

шар

Пушистые Прятки
облачка

погулять
4

Как защитить

Я

Аэробика

себя от микробов позвоночник

Умывало Комплекс 3

По

Угощень Мяч

чка

ступенькам

е для

берегу
5

Чистота залог

Мойдодыр

здоровья
6

Школа здоровья

после

Догони мяч

Лимон

Бегай и замри

Вибрация

Петух цапля

больного
Для мышц и В январе Комплекс 4

Самовар

шеи
Шли мы

Лентяй

Буквы

Смотрит Крокодил
носик

Красим

Комплекс 5 Гармошка

Буквы

Слова

школы
7

Опасность в

Медведь

Влесу

природе весной
8

ОБЖ

Опасности в
лесу,на воде

Дует ветерок

Самолёт Пироги

ка
По полям

Я иду

бегут ручьи
9

Неболей Комплекс 6

Утята

Тили

Охотник и заяц

кошка
Комплекс 7

Песок

Дождик

бом
В речке

Ленивая

Весна

Ленивый

Хомячок

барсук

Солныш Комплекс 8

Вохни аромат Треуголь Кто приехал Палуба

Лягушки и

ко

цветка

цапля

ник,круг,
квадрат

10 Итоговое занятия
1- 2 октябрь, 3- ноябрь, 4 - декабрь, 5 – Январь, 6 – Февраль, 7 – март, 8 – апрель, 9 – май.

Перспективный план занятий 2-й год обучения (6-7 лет)
№ Тема

1

Укрепи

Игроваягимна Ритмич

Гимнастика Самомассаж Асаны

Дыхательн Гимнастик Пальчик Релаксац Игра

стика

приговорки

ая

Жучки

своё

ная

а для глаз

овая

гимнас

гимнастик

гимнасти

тика

а

ка

Лезгин

Ветер

ка

Что делать

Комплек Ветер

после дождя с 1

Солнечны ______-

ия

Медведь Мы

й зайчик

весёлые

здоровье
2

ребята

Наше тело Поезд

Лезгин

Сидит белка Точечный

ка
3

Правильна Птицы

По

я осанка

ниточк

Брёвнышко

Комплек Плечи

_______

массаж

с1

Солнечный

Комплек Вырасти

Солнечны

зайчик

с2

й зайчик

Добрый

Буратино Поймай

день

большой

белочку
Дерево,

своё

е
4

Береги

Марш

Найди
дерево

По

Мы

свой

ниточк

разминку

позвоночн

е

начинаем

Чудак

Качаем

Барабан

Комплек Поднимае ________
с2

Солнце

Космос

Совушка

_______

Кулачки Хвост

мся на
носки

ик
5

Чем мы

Ходьба

дышим
6

Чудо-нос

Улитка

люльку
Птички

Чудак

Котята

Комплек Дыхание 1 Пальминг
с 3

Как у

Комплек Носик

дракона
_______

Маль-к

Гном

Хомячок

7

Моё горло Ходим по
снегу

Буратино

с3

пальчик
_______

Танец

Весёлая

Весёлый

Комплек Дыхание 2 Пальминг

лёжа

прогулка

мяч

с4

Молчок

Заяц
ёлочки и
мороз

8

9

Береги

Зимние

Танец

Весёлые

Массаж

Комплек Чистим

горло

забавы

лёжа

гуси

головы

с4

Чем мы

Для чего уши Солдат

Слон

Массаж

Комплек Ушки

ушеё

с5

слышим
10 Здоровые
уши
11 Как мы

ики
Прогулка в

Солдат

лес

ики

Поход

На

видим
12 Будем
видеть

Бабочка

Рыбалка

Бурундук

море
Енотик весело На
шагает

море

Ты шагай

Песня

Маляры

Рыбки

Муха

_______

бриллиа Едем в

_______

Бабочка

ветерок

Комплек Лодочка

Муха

_______

нт

зоопарк

Звери

мышеловк

спят

а

Океан

Рыбак и

с6
Сурьячандра Раздеваем

Острова

носы

Лепим ушки Комплек Легкий
с5

_______

рыбка

Комплек Задуваем

лук

с6

Ой лады

Комплек Дышим

_______

свечу

Пальчик Вол-й

Блинчики

и

сон 1

_______

Вол-й

Донеси не

сон 2

урони

хорошо
13 Красивые

Ножки

ноги

с 7

14 Тренировк Поднимай
а

Паучок

ноги

Песня

Велосипед

Массаж тела Комплек Сбрось
и лица

с7

усталость

_______

Считаем Прогулк Ловишки
пальц

а

15 Солнце и

Мы идем

Дельфи

вода

дорогой

н

Косим

Весёлый
дождик

Комплек Пчела
с8

Паучок

Жук

16 Итоговое занятие
1- 2 октябрь, 3- 4- ноябрь, 5-6 - декабрь, 7-8 – Январь, 9- 10– Февраль, 11 - 12 – март, 13 -14 – апрель, 15 - 16– май.

Овощи

Удочка

Приложение 4
Учебно – тематический план
№

Наименование разделов

Количество часов
Теория

1

Вводно – диагностическое

1

Практика
1

занятие
2

Асаны

1

3

Самомассаж

-

2

4

Дыхательная гимнастика

-

2

Гимнастика для глаз

-

2

Пальчиковая гимнастика

-

2

Релаксация

-

2

5

Подвижные игры

-

2

6

Заключительно –

-

2

16

диагностическое занятие
7

Итого часов

2

33

Распределение часов на разделы условно, так как в большинстве занятий предусмотрены
содержание теоретического и практического материала, упражнения и комплексы
упражнений различных разделов и тем в одном занятии.

Приложение 5
Асанны

Приложение 6
Комплекс дыхательных упражнений.
Старшая группа. (5-6 лет)
Упражнение № 1. «Дышим по- разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Упражнение №2. «Свеча».
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.
Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать
пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую
ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её
как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох
ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите
внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно
погружается”. Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 3. «Упрямая свеча».
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы
понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох,
задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще
сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это
упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота.
Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».

На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте,
что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем
останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью
статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и
мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.
Упражнение № 5. «Танец живота».
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на
поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи
развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем
рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что
от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом
средней части легких.
Комплекс дыхательных упражнений.
Подготовительная группа.(6-7 лет)
Упражнение № 1. «Душистая роза».
Исходное положение - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра
по обе стороны грудной клетки. Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу.
Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это
почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и
плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так
как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но
полными. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 2. «Выдох- вдох».
Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на пффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон
вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.
Упражнение № 3. «Поющие звуки».
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед
зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не
нажимать.
Упражнение № 4. «Птица».

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через
стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки
через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.
Упражнение № 5. «Весёлые шаги».
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет,
на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет.
Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».