УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2023-2024Г

Учебный план
МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги
на 2023-2024
Настоящий Учебный план непосредственно образовательной деятельности по реализации
Программы является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного
процесса в МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги с учетом учебно-методического, кадрового и
материально-технического оснащения.
Учебный план Дошкольного учреждения составлен с целью совершенствования образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения дошкольников и сохранения их здоровья.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
➢ обеспечение инвариантного (обязательного) образования для каждого дошкольника, освоение
дошкольником Программы;
➢ осуществление индивидуального подхода к воспитанникам, создание адаптивной
образовательной среды;
➢ содействие развитию творческих способностей воспитанников.
Учебный план устанавливает регламент непосредственно образовательной деятельности и объем
учебного времени на изучение образовательных областей и нагрузку дошкольников.
Базовым компонентом учебного плана является ООП ДО МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги.
Основное образовательное содержание ООП ДО МБДОУ № 50 «Алёнушка» реализуется в
повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника
видов деятельности, главным из которых является предметная деятельность и игра. Педагог наполняет
повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в
содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая
субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический
процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов
организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых
ситуаций.
В соответствии с п. 3.2.9. Стандарта максимально допустимый объем образовательной нагрузки
должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.304913, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
Максимально допустимый объем дневной и недельной образовательной нагрузки (занятия)
в день/неделю для детей дошкольного возраста
Возраст
детей
2 – 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 - 7 лет

Продолжительность
непрерывной
НОД в день
8-10 минут
10-15 минут
15-20 минут
20-25 минут
25-30 минут

Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в
первой/второй половине дня
не более 10/10 минут
не более 30 минут
не более 40 минут
не более 45 минут
не более 1,5 часов

Образовательная
нагрузка в неделю
1час 40 мин
2 часа 45 минут
4 часа
6 часов 15 минут
8 часов 30 минут

Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так
и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется
дошкольным образовательным учреждением с учетом:

✓ действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
✓ ФГОС дошкольного образования;
✓ типа и вида учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного
образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
✓ рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Общий объём образовательной нагрузки детей в МБДОУ в день
Возраст

2 – 3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Образовательная
деятельность,
осуществляемая в
процессе
организации
различных видов
детской
деятельности
1час
1ч.50мин
1ч.-1ч.10мин
1ч.25мин – 1ч.30мин
1ч.40мин – 2часа

Образовательная
деятельность,
осуществляемая в
ходе режимных
моментов
(организация
питания, сон)

Самостоятельная
игровая
деятельно
сть детей

Прогулка

4ч 30мин
3ч.55мин
3ч.40мин
3ч.30мин
3ч.20мин

2ч.30мин
2ч.30мин
3часа
3ч.15мин
3ч.15мин

3 ч.
3ч.30мин
3ч.20мин-3ч.30мин
3ч.45мин - 3ч.50мин
3ч.20мин - 3ч.40мин

При построении образовательного процесса установлена учебная нагрузка, соответствующая
следующим ориентирам:
➢ образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
➢ в середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы, во время которых
непосредственно образовательная деятельность не проводится. Образовательная деятельность
проводится в игровой форме (в виде викторин, дидактических игр, праздников, развлечений,
драматизаций и т.п.)
➢ в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и
подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. во время прогулки.
➢ непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится воспитателями в
групповых комнатах. Музыкальные и физкультурные занятия проводятся специалистами в
музыкальном и спортивном залах.
➢ при регулировании нагрузки на ребёнка учитываются его индивидуальные особенности,
реализация индивидуального подхода к детям опирается на систематические наблюдения, прежде всего
на выявление признаков утомления у ребенка. При проведении наиболее трудных для детей занятий
отдаётся предпочтение организации работы по подгруппам;
➢ в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят
физкультурные минутки;
➢ перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут;
➢ непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее
высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей ее сочетают с
образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие
детей.

Учебный план
Вид
деятельности

1.
2.

2.1.
2.2.

3.

3.1.

3.2.

4.

4.1.

4.2.
5.
6.

Двигательная
деятельность
Коммуникатив
ная
деятельность
Развитие речи
Подготовка к
обучению
грамоте
Познавательно
исследовательс
кая
деятельность
Познание
предметного и
социального
мира, освоение
безопасного
поведения
Математическое
и сенсорное
развитие
Изобразительн
ая
деятельность
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирован
ие
Музыкальная
деятельность
Чтение
художественно
й литературы
Итого:

Группа раннего
возраста

2 младшая группа

в нед.

в год

в нед.

в год

3

108

3

108

3

1

36

1

36

1
-

18
-

1
-

2

72

1

1

1

Средняя группа
Количество часов
в нед.
в год

Старшая
группа
в нед.

в год

108

3

1

36

36

1
-

2

72

36

1

36

36

Подготовител
ьная группа
в год

108

в
нед.
3

2

72

2

72

36

1
1

36
36

1
1

36
36

2

72

2

72

4

144

36

1

36

1

36

2

72

1

36

1

36

1

36

2

72

2,5

90

2,5

90

3

108

3

108

108

0,5

18

1

36

1

36

1

36

1

36

0,5
0,5

18
18

0,5
0,5
0,5

18
18
18

0,5
0,5
0,5

18
18
18

0,5
0,5
1

18
18
36

0,5
0,5
1

18
18
36

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

0,5

18

0,5

18

0,5

18

1

36

1

36

10

360

11

396

11

396

13

468

15

540

В группах раннего возраста учебный план включает 10 образовательных ситуаций и занятий.
Образовательные ситуации по чтению художественной литературой проводятся с детьми 2-3 лет 1 раз
в две недели, чередуясь с конструированием и образовательные ситуации по рисованию также
проводятся 1 раз в две недели, чередуясь с лепкой.
Во 2-х младших и средних группах учебный план включает по 11 образовательных ситуаций и
занятий. Образовательные ситуации по чтению художественной литературой проводятся с детьми 3-4
лет и 4-5 лет 1 раз в две недели, чередуясь с конструированием.
В старших группах учебный план включает 13 образовательных ситуаций и занятий, а в
подготовительных к школе группах - 15.
В группах общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет образовательные ситуации
осуществляются по подгруппам по следующим видам деятельности: развитие речи, подготовка к
обучению грамоте и математическое развитие. Образовательные ситуации по остальным видам
деятельности проводятся коллективно.

Во всех возрастных группах, кроме групп раннего возраста, чередуются через неделю лепка и
аппликация.
Физкультурные и музыкальные занятия ведут соответственно инструктор по физической культуре
и музыкальный руководитель.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена парциальной программой: «Воспитание юного Калужанина» авт. Творческая группа
педагогов МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги. Парциальная программа реализуются через
совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении
режимных моментов.
Культурные практики в группах раннего возраста
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные
на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных
практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения,
сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно
подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми
игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям раннего возраста, в
разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реальнопрактического характера (оказание помощи игрушкам), условно-вербального характера (на основе
жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В
ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте
разрешения тех или иных проблем, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В
реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого
отношения к людям. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ
на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественнотворческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и
литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и
детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового
характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы,
пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать,
классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и
пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры,
развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются физкультурные, музыкальные и
литературные досуги.
Примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и
культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности

Количество форм образовательной деятельности и

в режимных моментах

культурных практик в неделю
Младшая
группа

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготови
тельная
группа

Общение
Ситуации общения воспитателя с детьми и
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
накопления положительного социальноэмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по их интересам
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми (сюжетноежедневно ежедневно
3 раза в
3 раза в
ролевая, режиссерская, игра-драматизация,
неделю
неделю
строительно-конструктивные игры)
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно2 раза в
3 раза в
2 раза в
2 раза в
ролевая, режиссерская, игра-драматизация,
неделю
неделю
неделю
неделю
строительно-конструктивные игры)
Детская студия (театрализованные игры)
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
недели
недели
недели
недели
Досуг здоровья и подвижных игр
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
недели
недели
недели
недели
Подвижные игры
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
Познавательная и исследовательская деятельность
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
(«Школа мышления»)
недели
недели
недели
недели
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, 1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
экологической направленности
недели
недели
недели
недели
Наблюдения за природой (на прогулке)
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей
Музыкально-театральная гостиная
1 раз в 2
1 раз в
1 раз в
1 раз в
недели
неделю
неделю
неделю
Творческая мастерская (рисование, лепка,
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
художественный труд по интересам)
неделю
неделю
неделю
неделю
Чтение литературных произведений
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
подгруппами)
Трудовые поручения (общий и совместный труд) 1 раз в
1 раз в 2
1 раз в 2
неделю
недели
недели

Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах
Распределение времени в течение дня
Режимные моменты
Игры, общение,
деятельность по интересам
во время утреннего приема
Самостоятельные игры в 1й половине дня (до НОД)
Подготовка к прогулке,
самостоятельная
деятельность на прогулке
Самостоятельные игры,
досуги, общение и

Группа
раннего
возраста

Младшая
группа

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготовител
ьная группа

от 10 до
50 мин.

от 10 до
50 мин.

от 10 до
50 мин.

от 10 до 50
мин

от 10 до 50
мин

20 мин.

20 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

от 60 мин до от 60 мин до от 60 мин до от 60 мин до от 60 мин до
1ч.30 мин.
1ч.30 мин.
1ч 30 мин.
1ч.40 мин. 1 ч. 40 мин.
35 мин.

40 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

деятельность по интересам
во 2-й половине дня
Подготовка к прогулке,
самостоятельная
деятельность на прогулке
Игры перед уходом домой

от 40 мин.

от 40 мин.

от 40 мин.

от 15
до 50 мин.

от 15 до 50 от 15 до 50
мин.
мин.

от 40 мин.
от 15 до 50
мин.

от 40 мин.
от 15 до 50
мин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».