ПОП Воспитание юного калужанина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 50 «Алёнушка» города Калуги
(МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги)

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги
(протокол от 28.08.2023 г № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги
от 28.08.2023 № 102

Парциальная образовательная программа
дошкольного образования
«Воспитание юного калужанина»
Образовательная область «Познавательное развитие»
для детей от 3 до 7 лет

г. Калуга,
2023

2

Составители:
Старший воспитатель Напреева Людмила Алексеевна
Музыкальный руководитель Макарова Нелля Анатольевна
Воспитатели:
Приятелева Ирина Николаевна
Подорожная Ольга Арсеньевна
Рыженкова Екатерина Валерьевна
Морозова Светлана Николаевна

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.

«25» августа 2023 г.

3

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1
Цели и задачи реализации Программы
1.1.2
Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
детей дошкольного возраста
1.2.
Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Описание образовательной деятельности

9
10
10

2.2

11

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2
Режим образовательной деятельности
IV. Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы

4
4
4
5
6

12
12
13
14
14

4

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
Актуальность программы базируется на анализе современных потребностей общества и
социальных проблем.
В настоящее время Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют
особое внимание к решению задач патриотического воспитания подрастающего поколения.
Дошкольное детство – это один из важнейших периодов становления личностных качеств
человека. Именно здесь строится фундамент гражданственности, взгляды на окружающий мир и
жизненные позиции. При изучении содержания федеральной образовательной программы
дошкольного образования одной из важнейших линий является активизация процесса
патриотического воспитания дошкольников. И оно является приоритетным на сегодняшний день, т.
к. в мире материальных ценностей искажены представления о добре и зле, дружбе, любви и
практически забыто о любви к своей Родине.
Заглянув в словарь, мы видим, что патриотизм обозначает любовь к родине; привязанность
к месту своего рождения, месту жительства, родной природе, своему народу, традициям, культуре.
Любовь к Родине начинается с малого - с места, где родился, где живёшь. Именно поэтому
патриотические чувства маленьких калужан необходимо начинать воспитывать через ознакомление
с достопримечательностями родного города Калуги, событиями прошлого и настоящего, природой,
культурой, знаменитыми людьми. Несмотря на огромные просторы нашей страны, любовь человека
к ней связана с местом его рождения, местами, где он рос, ходил в детский сад и школу, играл с
друзьями. Важно чтобы уже с младшего возраста ребёнок почувствовал любовь к своей земле,
ответственность за неё. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как
сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный
интерес.
Из всех впечатлений, получаемых ребёнком, важно отбирать именно те, которые ему больше
всего доступны: его окружение, мир природы и животных родного края, все яркие события и факты,
способные пробудить интерес и воображение.
Знакомство детей с родным краем успешно, если обеспечивается активная познавательная,
игровая и художественная деятельность ребенка.
Важно использовать такие формы и методы работы, которые будут развивать
положительные эмоции и чувства детей к своему городу, способствующих проявлению активной
деятельностной позиции.
Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за
родную землю и ее будущее.
Сегодня достаточно пособий, которые помогали бы взрослым вместе с ребенком изучать
культуру своего города, поселка, края, прогуливаясь по его исторической части или, что намного
важнее, в пределах микрорайона, где живет семья, однако все эти пособия представляют
разрозненные элементы. Новизна программы «Воспитание юного калужанина» заключается в том,
что в программе выстроена система работы по формированию патриотических чувств
дошкольников от 3 до 7 лет посредством ознакомления с родным краем. Данная программа
содержит материал с учетом возрастных особенностей детей.
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание условий по формированию
дошкольников посредством ознакомления с родным краем.

патриотических

чувств

5

Задачи программы.
Образовательные:
➢
расширять представления детей дошкольного возраста о городе Калуге и Калужской
области;
➢
формировать познавательный интерес к изучению достопримечательностей,
традиций, быта, истории, растительного и животного мира Калуги и Калужской области;
➢
формировать знания у дошкольников о человеке как важной составляющей
экологических, биологических, социальных процессов.
Развивающие:
➢
развивать интеллектуальные и творческие способности;
➢
развивать чувство ответственности, активности и самостоятельности;
➢
развивать желание участвовать в творческих конкурсах и проектах, экологических
акциях.
Воспитательные:
➢
воспитывать у детей бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям;
➢
воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру;
➢
воспитывать социальную активность, гражданскую позицию через изучение родного
края;
➢
воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный
подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который опирается на следующие
принципы:
➢
принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и
настоящее (в наши дни). Подбирается материал о нашем крае, включающий как сведения об
историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края;
➢
принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем
самым реализовать стремление к познанию;
➢
принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую,
опытническую с целью стимулирования активной жизненной позиции;
➢
принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой,
музеями города и др. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех
видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Калуги
и Калужской области;
➢
принцип возрастной адресности – одно и тоже содержание используется
воспитателем в каждой возрастной группе с усложнением материала, соответствующим возрастным
особенностям детей;
➢
принцип системности – предполагает непрерывный характер познания по
утвержденной схеме;
➢
принцип личной ориентированности – во главе стоят интересы ребенка;
➢
принцип рациональность – отбор форм и методов обучения и воспитания с учетом
оптимальной сложности и информативности ребенка;

6

➢
принцип добровольности – поддержка детской самостоятельности и инициативы в
процессе нравственно – патриотического воспитания;
➢
принцип
преемственности-непосредственное
сотрудничество
с
семьями
воспитанников поданному вопросу;
➢
принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в
определенной системе;
➢
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды
заданий, стремиться к достижению результата.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития дошкольного возраста
Социокультурная среда
МБДОУ расположено недалеко от центральной части города. Размещение детского сада:
внутри квартально, окружение - жилые дома. Рядом с МБДОУ располагаются МОУ СОШ №23, КГУ
им. К.Э. Циолковского, Площадь Победы.
Национально-культурные особенности города
При организации образовательной работы с детьми учитываются социокультурные условия
Калужского региона. Имея богатую историю, Калужская область славится памятниками и
культурно-историческими объектами, такими как, Калужский областной краеведческий музей,
Музей Космонавтики, Дом музей Циолковского, Дом мастеров, Площадь Победы, памятник М.
Жукову и т.д.
Кроме того, символическое название города Калуги – «колыбель» космонавтики, т.к. в
городе жил и трудился К.Э. Циолковский.
В городе Калуга функционируют различные театры и творческие коллективы. В связи с этим
детский сад сотрудничает с АРТ-театром в рамках художественно-эстетического развития детей.
Это позволяет включить в содержание дошкольного образования вопросы истории и
культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства
окружает маленького жителя Калужской области.
Климатические особенности города
Климат Калуги и Калужской области – умеренно континентальный с хорошо выраженными
сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым
снежным покровом. Природа Калужской области позволяет знакомить детей со всеми сезонными
явлениями, животным и растительным миром, характерными для Средней полосы России
Эти особенности города Калуги и Калужской области дали основу для разработки
программы «Воспитание юного калужанина» по ознакомлению с историй, культурой и природой
родного края, которая включает в себя систему работы по краеведению, используя большие
возможности информационно-коммуникативных технологий.
Особенности развития детей дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст (3—4 года).
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких
чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное
отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости.
В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,
взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

7

Малыш знакомится с предметами ближайшего окружения, их назначением, с назначением
некоторых общественно-бытовых зданий (магазин, детский сад); имеет представления о знакомых
средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т.
п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего
рождения). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты
и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся
насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от
интереса к деятельности. Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для
ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же
функцию приводит к развитию игры.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего
дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему
людей.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к
книге и литературным персонажам.
Средний дошкольный возраст (4—5 лет).
Внимание становится все более устойчивым. Важным показателем развития внимания
является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент
произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с
правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры,
поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую
информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в
форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых,
их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной
обидчивостью.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок
этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти
изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от
практической деятельности и предваряя ее.
Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том

8

числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей
страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с
продолжением.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и
изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей,
образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им
чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со
злом.
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за
собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6—7 лет).
Обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким
самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера
дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как
познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной
сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции
глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны
в эмоциональных проявлениях.
Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится
менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник
внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется
тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут,
есть ли у них дети, кем они работают и т. п.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события —
рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность
деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее
устойчиво.
В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается
исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои
реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети
могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития
речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь
становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также
планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель.
Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития
дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и
жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и
исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать
ценность произведений музыкального искусства.

9

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают
множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
К семи годам:
➢
ребенок проявляет развитое чувство гордости за великие дела калужан, бережно
относится к родному городу; чувствует красоту родного города и откликается на неё, у него
преобладает эмоционально-положительное отношение к городу Калуге и Калужскому краю.
➢
ребёнок имеет элементарные представление о символике Калужской области,
важнейших исторических событиях, знаменитых достопримечательностях и памятных местах
родного края, особенностях природного окружения, растительном и животном мире;
➢
ребенок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому
окружении, но и на центральных улицах города. Знает названия улиц, достопримечательности города.
Знает и соблюдает правила поведения в городе, общественных местах;
➢
ребёнок с удовольствием включается в любую деятельность со сверстниками и взрослыми,
в том числе проектную, связанную с познаниями о городе и крае, с удовольствие участвует в создании
мини-музеев, коллекционировании, участвует в социально значимых акциях;
➢
сформирован устойчивый интерес к изучению родного края.
Реализация программы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое
отношение к родному городу Калуга.
Система оценки результатов освоения Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится воспитателем группы в рамках педагогической деятельности на начальном и
завершающем этапах изучения каждого тематического направления.
Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в ходе их самостоятельной
и совместной специально организованной деятельности. Диагностика предполагает использование
таких форм, как беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций и пр.
Для осуществления процедуры диагностики используются специально разработанные
диагностические карты.
Соотношение показателей и критериев их проявления позволит определить уровень
освоения детьми содержания Программы.
Анализ полученных результатов явится основание для корректировки педагогических
действий педагога и планирования индивидуальной работы с детьми, показавшими низкий уровень
освоения Программы.

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности
Структура парциальной программы «Воспитание юного калужанина» предусматривает
работу по следующим направлениям:
➢
Мой любимый детский сад
➢
Мой дом
➢
Природа родного края
➢
Мой город и его достопримечательности
➢
Знаменитости земли Калужской
➢
Калуга космическая
➢
Народное творчество и традиции Калужского края
➢
Культура
➢
Мы-правнуки Победы
Раздел 1. «Мой любимый детский сад»
Цель: воспитание уважительного отношения к сотрудникам детского сада, к его традициям,
обычаям и истории.
Раздел 2. «Мой дом»
Цель: формирование представлений детей о семье, семейных и родственных отношениях, о
том, что человек - член большой семьи и должен бережно относиться к окружающему его миру, так
именно в семье строится «большой мир», в котором ребенку предстоит жить, когда он станет
взрослым.
Раздел 3. «Природа родного края»
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста интереса, бережного и созидательного
отношения к природе родного края. В данном разделе детям доступны знания об уникальных
творениях природы, расположенных на территории нашего края - заповедниках и заказниках. О
природных достопримечательностях Калужской области.
Раздел 4. «Мой город и его достопримечательности»
Цель: развитие у дошкольников интереса к событиям прошлого и настоящего, культуре и
традициям Калужского края, и его достопримечательностям. В данном разделе детям доступны
сведения о том, каким был наш город в далёком прошлом, в каких домах жили люди, как они
одевались, на чём ездили. Дети с удовольствием превращаются в путешественников и «совершают
экскурсии» по историческим памятникам и музеям, знакомятся с историей развития транспорта от
повозки до современных средств передвижения. Узнают о Калуге со дней ее основания до
сегодняшних дней.
Раздел 5. «Знаменитости земли Калужской»
Цель: формирование представлений о людях, живших в Калуге и Калужской области. В
данном разделе детям доступны сведения о людях, живших, гостивших, работавших в Калуге и
Калужской области их успехах и заслугах.
Раздел 6. Калуга космическая
Цель: воспитание любови, уважения и гордости к родному городу и его памятным местам и
к великим людям, которые имели отношение к освоению космоса. В данном разделе детям доступны
сведения об истории освоения космоса, о великих людях, наших соотечественниках -Ю. Гагарине и
К.Э. Циолковском и их вкладе в развитие и освоение космоса; История развития летательных
аппаратов и их виды.
Раздел 7. «Народное творчество и традиции Калужского края»

11

Цель: обогащение знаний дошкольников о культуре, традициях, обычаях и народном
творчестве Калужского края. Для того чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, мы знакомим
детей с бытом, традициями, музыкальным и словесным творчеством, народными промыслами земли
Калужской. Дети не только получают новую информацию из рассказов воспитателя, но сами
становятся участниками ярмарок, экскурсий в музей, выставочный зал. С удовольствием
принимают приглашения на «бабушкины посиделки», фольклорные праздники и развлечения.
Раздел 8. «Культура»
Цель: формирование патриотических чувств и развития духовности дошкольников. В данном
разделе дети знакомятся с земляками - писателями, музыкантами, танцевальными коллективами,
спортсменами, которые известны мастерством и талантами не только в России, но за ее пределами.
Раздел 9. «Мы – правнуки Победы»
Цель: воспитание у детей чувства гордости за героев-земляков, простых жителей области,
внесших свой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. В данном
разделе дети, совершая экскурсии по памятным местам города, видят, что память о героях- земляках
жива и поныне. В их честь установлены памятники, названы улицы, площади, зажжен Вечный
огонь.
Содержание парциальной программы может успешно интегрироваться со всеми
образовательными областями.
➢
участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую
двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
➢
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно
переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
➢
участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная
уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
➢
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений
художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о
событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в
придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины; рассматривание
дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине
(высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение
города к праздникам и пр.);
➢
участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты
о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;
коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
➢
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
➢
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях,
происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Целенаправленная работа с детьми по приобщению их к основам краеведения, традициям и
культуре, окружающей природе является одним из важнейших факторов в нравственнопатриотическом воспитании. Только познакомив дошкольников с особенностями родного края,
пробудив в сердце ребенка интерес к нему, можно показать ему жизнь всей страны и воспитать
любовь к своей Родине.
2.2 Особенности
воспитанников

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

Семья участвует во всех аспектах программы. Указанный подход осуществляется через
разные стратегии общения с семьями и проходит под девизом: «Их знание и любовь к родному
городу Городцу передавать детям».
Формы работы с семьями воспитанников:

12

➢
Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для
пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
➢
Организация консультаций
➢
Мастер - классы с участием родителей
➢
Общие и групповые родительские собрания
➢
Анкетирование, опросы родителей по проблемам патриотического воспитания детей
➢
Совместная работа по благоустройству территории детского сада, работы в огороде,
совместные экологические походы с детьми
➢
Тематические выставки
➢
Конкурсы
➢
Акции
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
В ходе работы по парциальной программе «Воспитания юного калужанина» воспитателями
в группах создаются тематические выставки, связанные с изучением темы. В ДОУ имеется ноутбуки
и проектор, телевизоры в каждой группе для просмотра фото и видеоматериалов о Калужском крае.
Реализация программы «Воспитание юного калужанина» предполагает:
➢
Центры краеведения в группах
➢
Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
➢
Центр краеведения на территории д\у,
которые позволят повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей,
традициями родного города.
Центры краеведения в группах д\у.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники
дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды нашего края,
сказки, потешки, скороговорки.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный
мир Калужской области”, “Наш город во все времена года”.
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства (города Калуги).
Куклы в русских костюмах.
Средний возраст. (5-й год жизни)
Альбомы вышеперечисленные + «Моя Россия»
Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы,
-посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям,
-транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
-могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
Различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.);
куклы в русском костюме;
дидактические игры;

13

Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа,
о городе)
Элементы областной символики (флаг и герб города, в котором живете);
Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Мини музей: Элементы одежды, Посуда народа, Музыкальные народные инструменты
Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного
возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с
материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое
древо»; «Детский сад».
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города»,
«Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный
костюм», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства»,
мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды», «Игрушки в прошлом и
настоящем» и др.);
Подборка стихотворений о городе.
Карта города и области. Символика города и области (флаг, герб).
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со
славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской»,
«Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
Художественная литература
Дидактические игры по теме.
Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и
тематические папки «Как жили люди на земле Калужской», «Предметы старины», «Из истории
русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины.
Центр краеведения детского сада.
Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов.
Макеты жилищ – русская изба, чум. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть
расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр.
Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных
предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.
Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.
Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с
подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают
рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из
прошлого, участвуют в народных праздниках.
3.2 Режим образовательной деятельности
Младшая группа – 15 минут 1 раз в месяц
Средняя группа – 20 минут 1 раз в месяц
Старшая группа - 25 минут, 2 раза в месяц
Подготовительная группа - 30 минут, 4 раза в месяц
Форма организации – групповая.

14

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация Программы
Парциальная программа «Воспитание юного калужанина» расширяет и дополняет
образовательную область «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги
Программа рассчитана на 4-х летний период обучения детей от 3 до 7 лет.
Программа включает в себя работу по следующим направлениям:
➢
Мой любимый детский сад
➢
Мой дом
➢
Природа родного края
➢
Мой город и его достопримечательности
➢
Знаменитости земли Калужской
➢
Калуга космическая
➢
Народное творчество и традиции Калужского края
➢
Культура
➢
Мы-правнуки Победы
Программа позволяет сделать процесс обучения развивающим и содержательным для
каждого ребенка, формирует у него чувство принадлежности к определенной культуре, знакомит
детей с природой родного края, с ближайшим окружением, стимулирует развитие у детей
гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине.
Образовательный процесс осуществляется на занятиях и в совместной деятельности
воспитателя с детьми в ходе режимных моментов. Обучение проводится в форме игр-путешествий
и экскурсий в прошлое и настоящее Калужского края, с широким использованием фото и
видеоматериалов из истории родного края.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».