Рабочая программа Читай город

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№ 50 «Алёнушка» г. Калуги
(МБДОУ №50 «Алёнушка» г. Калуги)

Принята
на заседании педагогического совета
МБДОУ №50 «Алёнушка» г. Калуги.
Протокол

Утверждено Приказом
МБДОУ №50
«Алёнушка» г. Калуги.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Путешествие в Читай-город»
социально-гуманитарного направления
возраст 5-7 лет
Срок реализации: 2 года.

Составила: Тишенкова Ольга Васильевна
Малушина Татьяна Александровна
Учителя-логопеды
Внутренняя экспертиза Водопьянова Анастасия Николаевна
Проверила дополнительно образовательную программу и направила ее на рассмотрение
педагогического совета 30.05.2022г.

г. Калуга. 2022

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного
возраста и предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывая образовательные
потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. С каждым годом увеличивается число детей, у которых
проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении
звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру
слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Актуальность ДОП
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема
готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе
понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются
звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас,
грамматический строй, связность речи.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста в настоящее время приобрело статус
социального заказа. Родителя хотят научить читать своих подрастающих детей, что немало
важно в настоящее время при приёме в гимназии, лицеи негласно отдаётся предпочтение
читающим дошкольникам.
Новизна ДОП
Данная программа разработана на основе парциальной программы «Обучение грамоте
детей дошкольного возраста» автора Н.В.Нищевой (2019г.). Эта программа учитывает
образовательные потребности дошкольников и их родителей и предназначена для обучения
грамоте детей дошкольного возраста.
Основной формой работы данной программы является игровая деятельность, как
основная форма деятельности дошкольников. Все занятия носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не
дублируют школьных форм обучения.
Адресат ДОП
Программа адресована детям 5-7 лет старшего дошкольного возраста
Характеристика возрастных особенностей обучающихся.
Развитие психических процессов. Восприятие продолжает развиваться.Однако и у
детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания
составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются
элементы произвольной памяти.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь

обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских
рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словеснологическое, понятийное, или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения
проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений,
выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции
воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять
сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально
новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика,
связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так
и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей
как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу
дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем 8 познавательного и личностного
развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и
оценивает его поступки. Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе
совместных игр возникает детское общество. Ребенокначинает осознавать свое положение
среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения. В общении со взрослыми и
сверстниками происходит становление образа «Я».
Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно,
закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда
кто-то негативно оценивает его личностные качества. Ребенок может оценить поступок,
который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального
состояния другого человека и самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные
ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения,
характерные для мальчиков и девочек.
Объём ДОП
ДОП рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся в 2 раза в неделю.
Режим занятий, периодичность и продолжительность устанавливается в зависимости от
возрастных особенностей и допускаемой нагрузки обучающихся.
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Общее количество часов в неделю для старших детей – 1 час.
Занятия проводятся с 1 октября по 31 мая.
Занятия не проводятся в каникулярное время с 1 по 10 января.
Формы обучения
Форма реализации ДОП традиционная.
Организационные формы обучения групповые (в группах одного возраста).

1.2 Цель и задачи ДОП
Цель – создание системы для овладения детьми старшего дошкольного возраста
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
Задачи:
- обеспечить атмосферу эмоционального комфорта;
- развивать познавательную активность, умственные способности;
- формировать способности и навыки овладения элементами грамоты.
1.3 Содержание ДОП
Процесс обучения грамоте строится только на материале правильно произносимых
ребенком звуков, в связи с чем изменена традиционная последовательность ознакомления
детей с буквами русского алфавита. Программа предлагает следующую последовательность
изучения букв: А, О, У, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц,
Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо
развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные
игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе
со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих
букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует
более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности
детей, их потенциальные возможности и способности.
Этапы работы
1.
Звуки гласные и согласные.
2.
Гласные звуки и буквы.
3.
Парные по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласные звуки.
4.
Деление слов на слоги.
5.
Ударение.
6.
Правила написания предложений.
Постепенно дети овладевают навыком послогового чтения; учатся составлять
звуковые схемы слов и слогов, используя цветные символы для обозначения гласных и
согласных звуков; проводят работу по составлению схем слов и предложений; знакомятся с
рядом грамматико-орфографических правил; расширяют и уточняют представления об
окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают устную речь.
Основные направления изучения буквы
Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в ударном слоге).
Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить
графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми
звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.
Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
1.
2.

Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Анализ буквы (из каких элементов состоит, количество элементови
расположение их в пространстве).
8.
Знакомство с траекторией движений при написании буквы (обведение буквы
пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по контуру, по воздуху, на песке,
на доске).
9.
Самостоятельное написание печатной буквы.
4.
5.
6.
7.

Учебно-тематический план (см. Приложение №1)
1.4 Планируемые результаты освоения ДОП
По освоению программы дети могут:
1. Владеть понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»;
2. Владеть методом слогового чтения и печатания слов, предложений;
3. Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы для
обозначения гласных и согласных звуков;
4. Проводить работу по составлению схем слов и предложений;
5. Владеть умением узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать
правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг
на друга.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации ДОП
Занятия по реализации данной программы проводятся в специально отведенном
помещении. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях
предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития детей. Учебная зона укомплектована необходимым количеством
мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доски и
прочим оборудованием, представленным в таблице.
Обеспечение реализации ДОП. (таблица)
Материально-техническое обеспечение
1.кабинет
2.доска
3.мольберт
4.столы и стулья
5.стеллажи
6.компьютер
7.принтер
8.DVD-проигрыватель

Информационное обеспечение
1.аудио носители
2. USB-носители
3. интернет-ресурсы

2.2 Формы педагогической диагностики
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя может быть
обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки,
хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем и на
ее основе оценивается состояние качества работы, выявляются проблемы и разрабатываются
своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится учителем с 1 по 15 октября и с 16 по 31 мая.
Комплексная диагностика овладения навыками языкового анализа и элементами
грамоты заимствована из «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста» автор О.Н. Киреева.
Диагностическая карта, нормативы выполнения, перечни и описания заданий
помещаются в Приложении №2 к программе.
2.3. Методические материалы
Занятия проводятся согласно тематическому планированию, основываясь на
парциальной программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» автор Н.В.
Нищева (см. Приложение №3).
Приложение №4 – дидактические игры, используемые в процессе обучения
дошкольников.

3. Список литературы
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. М.-2014.
2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс,
2017.
3. Нищева Н.В. Мой букварь. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
4. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста 1,2,3 ч. СПб.:
Детство-Пресс, 2015.
5. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и
синтеза у старших дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
6. Нищева Н.В. Играйка. Грамотейка. СПб.: Детство-Пресс, 2014.
7. Нищева Н.В. Играйка. Различайка. СПб.: Детство-Пресс, 2013.
8. Нищева Н.В. Играйка. Читайка. СПб.: Детство-Пресс, 2013.
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А., Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015г.
10. Киреева О.Н. Программа коррекционно-развивающей развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
11. Серия «Рабочие тетради дошкольника», Обучение грамоте две части, «ВК «Дакота»

4. Приложения
- Приложение №1 Учебно-тематический план;
- Приложение № 2Диагностическая карта овладения навыками языкового анализа и

элементами грамоты;
- Приложение № 3 Комплексно-тематическое планирование занятий по обучению
дошкольников грамоте и планируемые результаты;
- Приложение № 4 Дидактические игры

Приложение №1
Учебно-тематический план
Старшая группа
Тема
Октябрь
Количество занятий
«Звуки и буквы» 1
Звук «А»
1
Звук «У»
1
Звук «О»
1
Звук «И»
2
Звуки «Т» «Т`»
2
Звуки «П» «П`»
Звуки «Н» «Н`»
Звуки «М» «М`»
Звуки «К» «К`»
Звуки «Б» «Б`»
Звуки «Д» «Д`»
Звуки «Г» «Г`»
Звуки «Ф» «Ф`»
Звуки «В» «В`»
Звуки «Х» «Х`»
Звук «Ы»
Звуки «С» «С`»
Звуки «З» «З`»
Звук «Ш»
Звук «Ж»
Звук «Э»
Звук «Й»
Буква «Е»
Буква «Ё»
Буква «У»
Буква «Я»
Буква «Ц»
Буква «Ч»
Буква «Щ»
Звуки «Р» «Р`»
Звуки «Л» «Л`»
«Ь», «Ъ»
Итоговое
Итого

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель Май

2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
54
зан.

Подготовительная группа
Тема
Октябрь
Количество занятий
«Звуки, слоги,
1
слова, буквы»
«Предложение» 1
Звук, буква «А» 1
Звук, буква «У» 1
Звук, буква «О» 2
Звук, буква «И» 2
Звуки «Т» «Т`»,
буква «Т»
Звуки «П» «П`»,
буква «П»
Звуки «Н» «Н`»,
буква «Н»
Звуки «М»
«М`», буква
«М»
Звуки «К» «К`»,
буква «К»
Повторение
Звуки «Б» «Б`»,
буква «Б»
Звуки «Д» «Д`»,
буква «Д»
Звуки «Д» «Т»,
буква «Д»
Звуки «Г» «Г`»,
буква «Г»
Звуки «К» «Г»,
буква «Г»
Звуки «Ф» «Ф`»,
буква «Ф»
Звуки «В» «В`»,
буква «В»
Звуки «Х» «Х`»,
буква «Х»
Звук «Ы» ,
буква «Ы»
Звуки «С» «С`»,
буква «С»
Звуки «З» «З`»,
буква «З»
Звуки «С» «З»
Звук «Ш», буква
«Ш»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

2
2
2
2

1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1

Март

Апрель Май

Тема
Октябрь
Количество занятий
Звуки «С», «Ш»
Звук «Ж», буква
«Ж»
Звуки «Ж», «Ш»
Звук «Э», буква
«Э»
Звук «Й», буква
«Й»
Буква «Е»
Буква «Ё»
Буква «У»
Буква «Я»
Звук и буква
«Ц»
Звук и буква
«Ч»
Звук и буква
«Щ»
Звуки «Ч» «Щ»
Звуки «Л»,буква
«Л»
Звуки «Р» «Р`»,
буква «Р»
Звуки «Л»,буква
«Р»
«Ь»
«Ъ»
Повторение
Итоговое
Итого

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель Май

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
68
зан.

Приложение №2
Диагностическая карта овладения навыками языкового анализа и элементами
грамоты
________________________________________________________________________________
(название МБДОУ)
_____________ месяц 20___ / ___ учебный год

1
2
3
4
Итого:
Уровень определяется суммой баллов.
Уровень владения навыками
Высокий
Выше среднего
Средний
Низкий
Низший

Количество баллов
41-45 баллов
32-40 баллов
23-31 балл
14-22 балла
9-13 баллов

В графе «Итого» подсчитывается коэффициент выполнения.
Коэффициент = сумма баллов / на количество детей.

Уровень

Всего баллов

Чтение слов

Чтение прямых слов

Чтение обратных
слов

Сколько слов в
предложении

Сколько слогов в
слове

Сколько звуков в
слове

Последний звук в
слове

Назови первичный
звук в слове

Возраст на 01.10.00

Фамилия, имя
ребенка

№ п/п

Учитель: ________________________________________________________________________

Описание заданий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Предъявление задания

Оценка

Назови первый звук в слове: ива, аист, сок, топор
Назови последний звук в слове: нос, мак, шары
Сколько все звуков в слове: рак, сумка
Сколько слогов в слове: дом, рама, самолёт
Сколько слов в предложении: День был теплый.
Около дома росла высокая берёза.
Чтение обратных слогов: АМ, ОН, УТ, ИК
Чтение прямых слогов: МА, НО, ТУ, КИ, СЫ
Чтение слов: сок, дом, мама, пума, панда, карандаш

5 баллов – правильный ответ
с первой попытки;
4 балла – правильный ответ
со второй попытки;
3 балла – правильный ответ с
третьей попытки;
2 балла – неверный ответ с
третьей попытки;
1 балл – непонимание
инструкции.

Приложение №3
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
п/п

Тема
Звук [а]
букваА

Содержание работы
и Ознакомление с артикуляцией звука
[а]. Формирование умения узнавать
звук [а] в ряду гласных звуков,
ударный начальный звук [а] в
словах.
Конструирование
и
печатание буквы А. Формирование
умения узнавать букву А в словах.
Звук [у] и Ознакомление с артикуляцией звука
букваУ
[у]. Формирование умения узнавать
звук [у] в ряду гласных звуков,
ударный начальный звук [у] в
словах.
Конструирование
и
печатание буквы У. Формирование
умения узнавать букву У в словах.
Составление и чтение слияний АУ,
УА.
Повторение и Формирование умения различать
закрепление
звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний
пройденного
гласных, вначале слов. Закрепление
знания букв А, У. Печатание и
чтение
слияний
АУ,
УА.
Закрепления навыка узнавания букв
А, У в словах.
Звук [о] и Ознакомление с артикуляцией звука
буква О
[о]. Формирование умения узнавать
звук [о] в ряду гласных звуков,
ударный начальный звук [о] в
словах. Знакомство с буквой О.
Конструирование
и
печатание
буквы О. Формирование умения
узнавать букву О в словах.
Составление и чтение слияний АО,
ОА, УО, ОУ.
Звук [и] и Ознакомление с артикуляцией звука
буква И
[и]. Формирование умения узнавать
звук [и] в ряду гласных звуков,
ударный начальный звук [и] в
словах. Знакомство с буквой И.
Конструирование
и
печатание
буквы И. Формирование умения
узнавать букву И в словах.
Составление и чтение слияний ИА,
АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.
Звук

[т]

Планируемые результаты
Умение выделять звук [а] из ряда
гласных
звуков,
начальный
ударный из слов. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы
Аа. Уметь находить букву А в
словах.
Умение выделять звук [у] из
ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы
Уу. Уметь находить букву У в
словах. Уметь составлять и
читать слияния АУ, УА.
Уметь различать звуки [а], [у] в
ряду звуков, слияний гласных,
вначале слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков
[а], [у]. Уметь печатать и читать
слияния АУ, УА.
Умение выделять звук [о] из
ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы
Оо. Уметь находить букву О в
словах. Уметь составлять и
читать слияния АО, ОА, УО, ОУ.

Умение выделять звук [и] из
ряда гласных звуков, начальный
ударный
из
слов.
Уметь
подбирать слова, начинающиеся
с заданного гласного звука.
Уметь печатать заглавную и
прописную буквы Ии. Уметь
находить букву И в словах.
Уметь составлять и читать
слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО,
ОИ.
и Ознакомление с артикуляцией звука Умение узнавать звук [т] в ряду

буква Т

[т].
Формирование
навыка
выделения конечного и начального
звука [т] из слов. Формирование
умения
подбирать
слова,
заканчивающиеся
звуком
[т].
Формирование
умения
делить
двусложные слова (тата, тото) на
слоги. Знакомство с буквой Т.
Конструирование
и
печатание
буквы Т. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Т. Чтение
двусложных слов с буквой Т.
Узнавание буквы Т в словах.
Ознакомление с правилом «Имена
людей и кички животных пишутся с
большой буквы».

Повторение и Подбор слов на заданные звуки.
закрепление
Синтез и анализ слогов из двух
пройденного
звуков.
Слоговой
анализ
двусложных слов. Составление и
чтение слогов и слов из пройденных
букв.
Формирование
умения
различать правильно и неправильно
написанные буквы. Закрепление
знания правила «Имена людей и
кички
животных
пишутся
с
большой буквы».
Звук [п] и Ознакомление с артикуляцией звука
буква П
[п].
Формирование
умения
выделять конечный и начальный
звук [п] из слов. Формирование
навыка
подбора
слов,
заканчивающихся
звуком
[п].
Формирование навыка подбора
слов, начинающихся со звука [п].
Деление двусложных слов (папа) на
слоги. Знакомство с буквой П.
Конструирование
и
печатание
буквы П. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Т. Чтение
обратных и прямых слов с буквой
П. Чтение двусложных слов с
буквой П. Узнавание буквы П в
словах.
Повторение и Закрепление знания пройденных
закрепление
букв и умения читать слоги и слова
пройденного
с ними. Формирование навыков
звукового анализа и синтеза
открытых и закрытых слогов.
Совершенствование
навыка
конструирования
и

звуков. Уметь выделять звук [т]
из конца и начала слов. Уметь
подбирать
слова,
заканчивающиеся звуком [т]и
начинающиеся со звука [т].
Уметь
делить
на
слоги
двусложные
слова
из
одинаковых
слогов.
Уметь
печатать заглавную и прописную
буквы Тт. Уметь находить букву
Т в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные
слова с буквой Т. Знать правило
«Имена
людей
и
кички
животных пишутся с большой
буквы».
Уметь
подбирать
слова,
начинающиеся
с
заданного
звука. Уметь составлять слоги из
данных звуков и анализировать
слоги. Уметь читать слоги и
слова из пройденных букв.

Уметь узнавать звук [п] в ряду
звуков. Уметь выделять звук [п]
из конца и начала слов. Уметь
подбирать
слова,
заканчивающиеся звуком [п]и
начинающиеся со звука [п].
Уметь
делить
на
слоги
двусложные
слова
из
одинаковых
слогов.
Уметь
печатать заглавную и прописную
буквы Пп. Уметь находить букву
П в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные
слова с буквой П.
Узнать все пройденные буквы,
читать слоги и слова с ними.
Уметь
конструировать
и
трансформировать пройденные
буквы.
Уметь
выполнять
звуковой анализ закрытых и
открытых слогов с пройденными

Звук [н]
буква Н

и

Звук [м]
буква М

и

Повторение и
закрепление
пройденного

Звук [к]
буква К

и

трансформирования
пройденных
букв из различных материалов.
Ознакомление с артикуляцией звука
[н].
Формирование
умения
выделять конечный и начальный
звук [н] из слов. Формирование
навыка
подбора
слов,
заканчивающихся
звуком
[н].
Формирование навыка подбора
слов, начинающихся со звука [н].
Деление двусложных слов (Нина,
Ната, нота) на слоги. Буква Н.
Конструирование
и
печатание
буквы Н. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Т. Чтение
обратных и прямых слов с буквой
Н. Чтение двусложных слов с
буквой Н. Узнавание буквы Н в
словах.
Ознакомление с артикуляцией звука
[м].
Формирование
умения
выделять конечный и начальный
звук [м]. Формирование умения
подбирать слов, заканчивающихся
звуком [м]. Формирование навыка
подбора слов, начинающихся со
звука [м]. Формирование умения
делить двусложные слова (мама,
Тома, Тима, пимы) на слоги.
Знакомство
с
буквой
М.
Конструирование
и
печатание
буквы М. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Т. Чтение
обратных и прямых слов с буквой
М. Чтение двусложных слов с
буквой М. Узнавание буквы М в
словах. Формирование понятия о
предложении.
Различение звуков [н]-[м] в ряду
звуков, слогов, слов. Подбор слов
на заданный звук. Синтез и анализ
слогов из двух звуков. Слоговой
анализ
двусложных
слов.
Составление и чтение слогов и слов
из пройденных букв. Закрепление
знания правила «Имена людей и
кички
животных
пишутся
с
большой буквы».
Ознакомление с артикуляцией звука
[к].
Выделение
конечного
и
начального звука [к]. Подбор слов,
заканчивающихся
звуком
[к].

буквами.
Уметь узнавать звук [н] в ряду
звуков. Уметь выделять звук [н]
из конца и начала слов. Уметь
подбирать
слова,
заканчивающиеся звуком [н]и
начинающиеся со звука [н].
Уметь
делить
на
слоги
двусложные
слова.
Уметь
печатать заглавную и прописную
буквы Нн. Уметь находить букву
Н в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные
слова с буквой Н.

Уметь узнавать звук [м] в ряду
звуков. Уметь выделять звук [м]
из конца и начала слов. Уметь
подбирать
слова,
заканчивающиеся звуком [м]и
начинающиеся со звука [м].
Уметь
делить
на
слоги
двусложные
слова.
Уметь
печатать заглавную и прописную
буквы Мм. Уметь находить
букву М в словах. Уметь
составлять и читать обратные и
прямые слоги, односложные и
двусложные слова, предложения
с
буквой
М.
Иметь
представление о том, что речь
состоит из предложений, а
предложения состоят из слов.
Различать звуки [н]-[м] в ряду
звуков, слогов, слов. Уметь
подбирать слова, начинающиеся
с заданного звука. Уметь
составлять слоги из данных
звуков и анализировать слоги.
Уметь читать слоги и слова из
пройденных букв.
Уметь узнавать звук [к] в ряду
звуков. Уметь выделять звук
[к]из конца и начала слов.
Уметь
подбирать
слова,

Повторение и
закрепление
пройденного

Повторение и
закрепление
пройденного

Повторение и
закрепление
пройденного

Звук [б], [б`],
и буква Б

Подбор слов, начинающихся со
звука [к]. Деление двусложных слов
(маки, мука, кати) на слоги. Буква
К. Конструирование и печатание
буквы К. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой К. Чтение
обратных и прямых слов с буквой
К.
Чтение
односложных
и
двусложных слов с буквой К.
Узнавание буквы К в словах.
Совершенствование навыков звукобуквенного
анализа.
Совершенствование
умения
подбирать слова, начинающиеся с
заданных звуков. Формирование
умения определять место заданного
звука в слове. Совершенствование
навыка чтения слогов, слов,
предложений
с
пройденными
буквами.
Совершенствование
умения
подбирать слова, начинающиеся с
заданных
звуков.
Совершенствование
умения
определять место заданного звука в
слове.
Формирование
навыков
звуко-буквенного анализа (умение
вставлять недостающую букву в
слово). Совершенствование умения
различать правильно и неправильно
написанные
буквы.
Совершенствование навыка чтения
слогов, слов, предложений с
пройденными буквами.
Совершенствование
навыка
выделения начальных и конечных
звуков из слов. Закрепление знания
пройденных букв, умения читать
слоги, слова, предложения с
пройденными буквами.
Ознакомление
с
артикуляцией
звуков [б], [б']. Формирование
понятий о твёрдости и мягкости, о
глухости и звонкости согласных
звуков.
Выделение
начальных
звуков [б] и [б']. Подбор слов,
начинающихся со звуков [б] и [б'].
Звуковой анализ слогов со звуками
[б] и [б']. Буква Б. Конструирование
и печатание буквы Б. Чтение
слогов,
односложных
и
двусложных слов с буквой Б.

заканчивающиеся звуком [к]и
начинающиеся со звука [к].
Уметь
делить
на
слоги
двусложные
слова.
Уметь
печатать заглавную и прописную
буквы Кк. Уметь находить букву
К в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые слоги,
односложные и двусложные
слова, предложения с буквой К.
Уметь подбирать слова на
заданный
звук.
Уметь
определять место заданного
звука в слове. Уметь узнавать
все
пройденные
буквы
и
различать
правильно
и
неправильно написанные буквы.
Уметь читать слоги, слова,
предложения с пройденными
буквами.
Уметь подбирать слова на
заданный
звук.
Уметь
определять место заданного
звука в слове. Уметь узнавать
все
пройденные
буквы
и
различать
правильно
и
неправильно написанные буквы.
Уметь читать слоги, слова,
предложения с пройденными
буквами.

Уметь выделять начальный и
конечный
звуки
из
слов,
определять место заданного
звука в словах. Уметь читать
слоги, слова, предложения с
пройденными буквами.
Уметь узнавать звук [б] в ряду
звуков, слогов, слов. Иметь
понятие о твёрдости и мягкости,
глухости и звонкости согласных
звуков. Уметь выделять звуки [б],

[б'] из начала слов. Уметь
подбирать слова, начинающиеся
со звуков [б], [б']. Уметь
печатать заглавную и приписную
буквы Бб.Уметь находить букву
Б в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые слоги,

Узнавание буквы Б в словах.
Повторение и Упражнения в различении звуков
закрепление
[б]-[п]. Узнавание буквы Б в словах.
пройденного
Закрепление понятий о твердостимягкости и звонкости-глухости
согласных звуков. Составление слов
из данных слогов (ба-нан, бан-ка)

односложные и двусложные
слова с буквой Б.
Уметь различать звуки [б]-[п] в
ряду звуков, слогов, в словах и
предложениях. Уметь узнавать
букву Б в словах, читать слоги,
слова, предложения с новой
буквой. Уметь составлять сова
из двух данных слогов.

Звук [д], [д`], Ознакомление с артикуляцией звуков Уметь узнавать звук [д] в ряду
[д], [д']. Закрепление
понятий о звуков, слогов, слов. Иметь понятие
и буква Д
твёрдости и мягкости, о глухости и
звонкости
согласных
звуков.
Выделение начальных звуков [д] и [д'].
Подбор слов, начинающихся со звуков
[д] и [д']. Звуковой анализ слогов со
звуками [д] и [д']. Буква Д.
Конструирование и печатание буквы Д.
Чтение обратных и прямых слогов с
буквой Д. Чтение односложных и
двусложных слов с буквой Д.
Узнавание буквы Д в словах.
Узнавание
наложенных
и
«зашумленных»
изображений
пройденных букв.

о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Уметь
выделять звуки [д] и [д'] из начала
слов. Уметь подбирать слова,
начинающиеся со звуков [д] и [д'].
Уметь печатать заглавную и
прописную буквы Дд в словах.
Уметь находить букву Д в словах.
Уметь составлять и читать слоги,
односложные и двусложные слова с
буквой
Д.
Уметь
узнавать
пройденные буквы в условиях
наложения и «зашумления».

Повторение и Упражнение
в
выделении
закрепление
начальных звуков из слов и
пройденного
соотнесении
их
с
соответствующими
буквами.
Чтение слов и предложений с
пройденными буквами.

Уметь выделять начальные звуки
в словах и соотносить их с
соответствующими
буквами.
Уметь составлять и читать слова
с пройденными буквами. Уметь
читать
предложения
с
пройденными буквами.

п/п

Тема

Содержание работы

Планируемые результаты

Звуки [г], [г`] Ознакомление с артикуляцией
и буква Г
звуков [г], [г`]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о
глухости
и
звонкости
согласных звуков. Выделение
начальных звуков [г], [г`].
Подбор слов, начинающихся со
звуков [г], [г`]. Определение
места звука [г] в словах. Буква Г.
Конструирование и печатание
буквы
Г.
Чтение
слогов,
односложных и двусложных
слов с буквой Г. Узнавание
буквы Г в словах. Формирование
понятия о предложении
Повторение и Упражнения
в
различении
закрепление
звуков [г]-[г`], [к]-[г]. Узнавание
пройденного буквы Г в словах. Закрепление
понятий о твёрдости-мягкости и
звонкости-глухости согласных
звуков. Упражнение в звуковом
анализе слогов со звуком [г].
Повторение и Упражнения
в
различении
закрепление
звуков [к]-[г], [к`]-[г`] в словах.
пройденного Упражнения в составлении и
чтении слов с пройденными
буквами. Упражнение в подборе
данных звуковых схем к словам.
Упражнение
в
чтении
предложений с пройденными
буквами.
Звуки
[ф], Ознакомление с артикуляцией
[ф`] и букваФ звуков [ф], [ф`]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о глухости и звонкости
согласных звуков. Выделение
звуков [ф], [ф`] из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков
[ф], [ф`]. Звуковой анализ слогов
со звуками [ф], [ф`].
Упражнение в выделении
начальных звуков в словах и их
отнесении с соответствующими
звуками. Буква Ф.
Конструирование и печатание
буквы. Чтение обратных и
прямых слогов с буквой Ф.
Чтение слов с буквой Ф.
Узнавание буквы Ф в словах.
Закрепление понятия о

Узнать звук [г] в ряду звуков,
слогов, слов. Иметь понятие о
твёрдости
и
мягкости,
глухости
и
звонкости
согласных звуков.
Уметь выделять звуки [г], [г`]
из
начала
слов.
Уметь
подбирать
слова,
начинающиеся со звуков [г],
[г`].
Уметь
печатать
заглавную и прописную буквы
Гг. Уметь находить букву Г в
словах. Уметь составлять и
читать слоги, односложные и
двусложные слова с буквой Г.
Иметь понятие о предложении
Уметь различать звуки [г]-[г`],
[к]-[г]. Уметь узнавать букву
Г в словах. Иметь понятие о
твёрдости-мягкости
и
звонкости-глухости согласных
звуков. Уметь производить
звуковой анализ слогов со
звуком [г].
Уметь различать звуки [к]-[г],
[к`]-[г`] в словах. Уметь
составлять и читать слова с
пройденными буквами. Уметь
подбирать готовые звуковые
схемы к словам. Уметь читать
слова с пройденными
буквами.
Уметь выделять начальные
звуки в словах и соотносить
их
с
соответствующими
буквами. Уметь узнавать звук
[ф] в ряду звуков, слогов,
слов. Иметь понятие о
твёрдости
и
мягкости
согласных звуков.
Уметь выделять звуки [ф],
[ф`] из начала слов. Уметь
подбирать слова,
начинающиеся со звуков [ф],
[ф`]. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы
Фф. Уметь находить букву Ф
в словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые
слоги, и слова с буквой Ф.
Иметь понятие о предложении

предложении
Звуки [в], [в`] Ознакомление с артикуляцией
и букваВ
звуков [в], [в`]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о глухости и звонкости
согласных звуков. Выделение
звуков [в], [в`] из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков
[в], [в`]. Звуковой анализ слогов
со звуками [в], [в`]. Упражнение
в выделении начальных звуков в
словах и их отнесении с
соответствующими звуками.
Буква В. Конструирование и
печатание буквы. Чтение
обратных и прямых слогов с
буквой В. Чтение слов с буквой
В. Узнавание буквы В в словах.
Повторение и Совершенствование
навыка
закрепление
звукового анализа трехзвучных
пройденного слов. Упражнение в узнавании
букв в условиях наложения.
Упражнение
в определении
места звуков [в] и [в`] в словах.
Упражнения
в
различении
звуков [в] и [ф]. Формирование
навыка решения кроссворда.
Звуки [х], [х`] Ознакомление с артикуляцией
и букваХ
звуков [х], [х']. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о
глухости
и
звонкости
согласных звуков. Выделение
звуков [х] и [х'] из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков
[х] и [х']. Звуковой анализ слогов
со звуками [х] и [х']. Упражнение
в различении звуков [х] и [к] в
ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях. Упражнение в
выделении начальных звуков в
словах и их соотнесении с
соответствующими
буквами.
Буква Х. Конструирование и
печатание
буквы.
Чтение
обратных и прямых слогов с
буквой Х.
Звук [ы] и Ознакомление с артикуляцией
буква Ы
звука
[ы].
Упражнение
в
узнавании звука [ы] в ряду
звуков,
слогов,
слов.
Упражнение в различении звуков

Уметь выделять начальные
звуки из слов и соотносить их
с соответствующими буквами.
Уметь узнавать звук [в] в ряду
звуков, слогов, слов. Иметь
понятие о твёрдости и
мягкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки [в], [в`]
из начала слов. Уметь
подбирать слова,
начинающиеся со звуков [в],
[в`]. Уметь печатать
заглавную и прописную буквы
Вв. Уметь находить букву В в
словах. Уметь составлять и
читать обратные и прямые
слоги, и слова с буквой В.
Уметь производить звуковой
анализ трехзвучных слов.
Уметь узнавать пройденные
буквы в условиях наложения.
Уметь
определять
место
заданного звука в словах.
Уметь различать звуки[в] и
[ф]
в
слогах,
словах,
предложениях. Уметь решать
кроссворды.
Уметь определять начальные
звуки в словах и соотносить
их
с
соответствующими
буквами.
Уметь
делить
данные слова на слоги. Иметь
понятие о твёрдости-мягкости
и звонкости-глухости звуков,
уметь различать твёрдыемягкие
и
звонкие-глухие
звуки. Уметь подбирать слова
на заданные звуки. Уметь
различать звуки [х] и [к] в
ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях.
Уметь
производить звуковой анализ
данных
слогов.
Уметь
конструировать и печатать
букву Х, читать слоги, слова,
предложения с ней.
Уметь узнавать звук [ы] в
ряду звуков, слогов, и различать его со звуком [и]. Уметь
делить данные слова на слоги
Уметь
печатать
и
конструировать букву Ы,

[ы] и [и] в словах. Упражнение в
делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ы.
Формирование навыка чтения
слогов, слов, предложения с
новой буквой. Формирование
навыка печатания буквы Ы,
слогов
и
слов
с
ней.
Совершенствование
навыка
звукового анализа трехзвучных
слов
Звуки [с], [с`] Ознакомление с артикуляцией
и букваС
звуков [с], [с']. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о
глухости
и
звонкости
согласных звуков. Выделение
звуков [с] и [с'] из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков
[с] и [с']. Звуковой анализ слогов
со звуками [с] и [с']. Упражнение
в определении места звука [с] в
словах.
Печатание
и
конструирование
буквы
С.
Чтение обратных и прямых
слогов с буквой С. Упражнение в
определении начальных звуков в
словах. Упражнение в делении
данных слов на слоги.
Повторение и Упражнение в чтении слогов,
закрепление
слов,
предложений
с
пройденного пройденными
буквами.
Упражнение в делении данных
слов на слоги. Упражнение в
определении места заданного
звука в слове. Упражнения в
различении звуков [с] и [с`] в
ряду звуков, слогов, в словах.
Упражнения в составлении и
чтении слов из данных слогов.
Упражнение
в
составлении
предложений из данных слогов.
Звуки [з], [з`] Ознакомление с артикуляцией
и букваЗ
звуков [з], [з']. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости,
о
глухости
и
звонкости
согласных звуков. Выделение
звуков [з] и [з'] из слов. Подбор
слов, начинающихся со звуков
[з] и [з']. Звуковой анализ слогов
со звуками [з] и [з']. Упражнение
в определении места звука [з] в
словах, различение звуков [с] и

читать
слоги,
слова,
предложения с ней. Уметь
производить звуковой анализ
трехзвучных слов

Уметь выделять начальные
звуки в словах. Уметь делить
данные слова на слоги. Уметь
различать мягкие и твёрдые,
глухие и звонкиезвуки. Уметь
определять место звука [с] в
словах. Уметь производить
звуковой анализ трехзвучных
слов. Уметь конструировать и
печатать букву С, читать
слоги, слова, предложения с
этой буквой.

Уметь читать слоги, слова,
предложения с пройденными
буквами.
Уметь
делить
данные слова на слоги. Уметь
определять место заданного
звука
в
слове.
Уметь
различать звуки [с] и [с`] в
ряду звуков, слогов, слов.
Уметь составлять и читать
слова из данных слогов.
Уметь составлять и читать
предложение
из
данных
слогов.
Уметь различать твёрдые и
мягкие и звонкие и глухие
звуки. Уметь выделять звуки
[з] и [з'] из слов, подбирать
слова на эти звуки, выполнять
звуковой анализ слов с этими
звуками, определять место
этих
звуков
в
словах,
различать звуки [с] и [з], [с'] и
[з'] в словах.
Уметь
конструировать и печатать

[з] Буква З. Конструирование и
печатание буквы З. Чтение
прямых
слогов,
слов,
предложений с буквой З.
Закрепление
понятия
о
предложении.
Звук [ш]
и Ознакомление с артикуляцией
буква Ш
звука [ш]. Формирование умения
выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять
его место в слове, различать его
со звуком [с]. Ознакомление с
буквой
Ш.
Формирование
навыка чтения слогов, слов и
предложений с этой буквой.
Формирование
умения
конструировать
и
печатать
новую букву.
Повторение и Упражнения в составлении и
закрепление
чтении слов с буквой Ш.
пройденного Различие звуков [с] и [ш] в ряду
звуков,
слогов,
слов.
Упражнение в звуковом анализе
трехзвучных слов.
Звук [ж]
буква Ж

и Ознакомление с артикуляцией
звука [ж]. Формирование умения
выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять
его место в слове. Ознакомление
с буквой Ж. Формирование
навыка чтения слогов, слов и
предложений с этой буквой.
Формирование
умения
конструировать
и
печатать
новую букву. Совершенствовать
навыки узнавания пройденных
букв в условиях наложения или
«зашумления».
Повторение и Дифференциация звуков [з]-[ж] в
закрепление
словах.
Совершенствование
пройденного навыков звукового и слогового
анализа
слов.
Совершенствование
навыка
чтения слов и предложений с
пройденными буквами.
Повторение и Дифференциация звуков [ш]-[с]закрепление
[ж]-[з]
в
словах.
пройденного Совершенствование
навыков
звукового и слогового анализа
слов. Совершенствование навыка
чтения слов и предложений с

букву З, составлять и читать
слоги, слова, предложения с
этой буквой. Уметь составлять
схему предложения.
Уметь узнавать звук [ш] в
ряду звуков, слогов, слов,
определять его место в слове,
различать со звуком [с], знать,
что звук [ш] – всегда твёрдый
глухой согласный звук. Уметь
узнавать букву Ш, читать
слоги, слова, предложения с
ней. Уметь конструировать и
печатать букву Ш.
Уметь составлять и читать
слова
с
пройденными
буквами. Уметь различать
звуки [с] и [ш] в ряду звуков,
слогов,
слов.
Уметь
производить звуковой анализ
трехзвучных слов.
Уметь узнавать звук [ж] в
ряду звуков, слогов, слов,
определять его место в слове,
знать, что звук [ж] – всегда
твёрдый звонкий согласный
звук. Уметь узнавать букву Ж,
читать
слоги,
слова,
предложения с ней. Уметь
конструировать и печатать ее.

Различать звуки [з] и [ж] в
словах. Уметь производить
звуковой анализ трех-четырех
звуков, подбирать звуковые
схемы к данным словам,
производить слоговой анализ
слов.
Различать звуки [ш]-[с]-[ж]-[з]
в словах. Уметь производить
звуковой анализ трех-четырех
звуков, подбирать звуковые
схемы к данным словам,
производить слоговой анализ

Звук [э]
буква Э

пройденными буквами..
и Ознакомление с артикуляцией
звука
[э].
Упражнение
в
узнавании звука [э] в ряду
звуков,
слогов,
слов.
Упражнение в делении данных
слов на слоги. Ознакомление с
буквой Э. Формирование навыка
чтения
слогов,
слов
и
предложений с новой буквой.
Формирование навыка печатания
буквы Э, слогов и слов с ней.
Совершенствование
навыка
звукового
анализа
трехзвучныхслов. Формирование
умения
конструировать
и
печатать новую букву.

слов.
Уметь узнавать звук [э] в ряду
звуков, слогов, слов. Уметь
делить данные слова на слоги.
Уметь
печатать
и
конструировать
букву
Э,
читать
слоги,
слова,
предложения с ней. Уметь
производить звуковой анализ
трехзвучных слов.

Звук [j], буква Ознакомление с артикуляцией Уметь узнавать звук [j]. Уметь
Й
звука
[j].
Закрепление узнавать звук [j] в ряду

Буква Е

Буква Ё

Буква Ю

представлений о твёрдостимягкости,
глухости-звонкости
согласных
звуков.
Формирование навыка узнавания
звука [j] в ряду звуков, слогов,
слов,
в
предложениях.
Ознакомление с буквой Й.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтение слов и
предложений с ней.
Ознакомление с буквой Е.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений
с
ней.
Совершенствование
навыков
слогового анализа слов и анализа
предложений.
Ознакомление с буквой Ё.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений
с
ней.
Совершенствование
навыков
слогового анализа слов и анализа
предложений.
Ознакомление с буквой Ю.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений
с
ней.

звуков, слогов, слов, в
предложениях.
Уметь
конструировать и печатать
букву Й, читать слова и
предложения с ней.

Уметь конструировать
и
печатать букву Е, читать слова
и предложения с ней. Уметь
делить слова на слоги,
анализировать предложения и
составлять их схему.
Уметь конструировать
и
печатать букву Е, читать слова
и предложения с ней. Уметь
делить слова на слоги,
анализировать предложения и
составлять их схему.
Уметь конструировать
и
печатать букву Е, читать слова
и предложения с ней. Уметь
делить слова на слоги,
анализировать предложения и

Совершенствование
навыков
слогового анализа слов и анализа
предложений.
Буква Я
Ознакомление с буквой Я.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений
с
ней.
Совершенствование
навыков
слогового анализа слов и анализа
предложений.
Повторение и Совершенствование
навыка
закрепление
чтения слов и предложений с
пройденного пройденными
буквами.
Упражнение
в
узнавании
пройденных букв в условиях
наложения и «зашумления».
Совершенствование
навыков
слогового анализа слов и анализа
предложений
Звук [ц]
буква Ц

Звук [ч]
буква Ч

и Ознакомление с артикуляцией
звука [ц]. Формирование умения
выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять
его место в слове, различать его
со звуками [с] и [т']. Закрепление
понятий о звонкости и глухости,
твёрдости и мягкости согласных
звуков.
Совершенствование
навыков звукового анализа слов.
Ознакомление с буквой Ц.
Формирование навыка чтения
слогов, слов и предложений с
этой буквой. Формирование
умения
конструировать
и
печатать
новую
букву.
Совершенствование
навыка
узнавания пройденных букв в
условиях
наложения
или
«зашумления».
и Ознакомление с артикуляцией
звука [ч]. Формирование умения
выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять
его место в слове, различать его
со
звуками
[с']
и
[т'].
Закрепление
представленияо
звонкости и глухости, твёрдости
и мягкостисогласных звуков.
Совершенствование
навыка
звуковогоанализа
слов.

составлять их схему.
Уметь конструировать
и
печатать букву Е, читать слова
и предложения с ней. Уметь
делить слова на слоги,
анализировать предложения и
составлять их схему.
Уметь
читать
слова
и
предложения с пройденными
буквами.
Уметь
узнавать
пройденные буквы в условиях
наложения и «зашумления».
Уметь делить данные слова на
слоги, подбирать слоговые
схемы к данным словам,
производить
анализ
предложений
Уметь узнавать звук [ц] в ряду
звуков,
слогов,
слов,
определять его место в слове,
различать его со звуками [с] и
[т']. Знать, что [ц] – глухой и
всегда твёрдый согласный
звук.
Уметь
производить
звуковой анализ слов из трёхпяти звуков при условии, что
их написание не расходится с
произношением.
Уметь
узнавать букву Ц, читать
слоги, слова, предложения с
ней,
конструировать
и
печатать её, узнавать её в
условиях «зашумления» или
наложения,
различать
правильно и неправильно
написанную букву Ц.
Уметь узнавать звук [ч] в ряду
звуков,
слогов,
слов,
определять его место в слове,
различать его со звуками [с'] и
[т']. Знать, что [ч] – глухой и
всегда мягкий согласный звук.
Уметь производить звуковой
анализ слов из трёх-пяти
звуков при условии, что их
написание не расходится с
произношением.
Уметь

Ознакомление с буквой Ч.
Формирование навыка чтения
слогов, слов и предложений с
этой буквой. Формирование
умения
конструировать
и
печатать
новую
букву.
Совершенствование
навыка
узнавания пройденных букв в
условиях
наложения
или
«зашумления».
Звук [щ]
и Ознакомление с артикуляцией
буква Щ
звука [щ]. Формирование умения
выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять
его место в слове, различать его
со звуком [с']. Закрепление
представлений о звонкости и
глухости, твёрдости и мягкости
согласных
звуков.
Совершенствование
навыка
звукового
анализа
слов.
Ознакомление с буквой Щ.
Формирование навыка чтения
слогов, слов и предложений с
этой буквой. Формирование
умения
конструировать
и
печатать
новую
букву.
Совершенствование
навыка
узнавания пройденных букв в
условиях
наложения
или
«зашумления».
Повторение и Совершенствование
навыков
закрепление
определения места звука в слове,
пройденного подбора слов с заданным звуком,
звукового и слогового анализа
слов, анализа предложений.
Совершенствование
навыков
чтения слов и предложений с
изученными
буквами.
Совершенствование
навыка
узнавания пройденных букв в
условиях
наложения
и
«зашумления».
Звук [л]
и Ознакомление с артикуляцией
буква Л
звуков [л] и[л']. Закрепление
понятий о твёрдости-мягкости,
глухости-звонкости согласных
звуков. Формирование навыка
узнавания звуков [л], [л'] в ряду
звуков,
слогов,
слов,
в
предложениях.
Совершенствование
навыков

узнавать букву Ч, читать
слоги, слова, предложения с
ней,
конструировать
и
печатать её, узнавать её в
условиях «зашумления» или
наложения,
различать
правильно и неправильно
написанную букву Ч.
Уметь узнавать звук [щ] в
ряду звуков, слогов, слов,
определять его место в слове,
различать его со звуками [с'].
Знать, что [щ] – глухой и
всегда мягкий согласный звук.
Уметь производить звуковой
анализ слов из трёх-пяти
звуков при условии, что их
написание не расходится с
произношением.
Уметь
узнавать букву Щ, читать
слоги, слова, предложения с
ней,
конструировать
и
печатать её, узнавать её в
условиях «зашумления» или
наложения,
различать
правильно и неправильно
написанную букву Щ.
Уметь
определять
место
заданного звука в слове,
подбирать слова с заданным
звуком, производить звуковой
и слоговой анализ слов,
анализ предложений. Уметь
читать слова и слоги с
пройденными буквами. Уметь
узнавать пройденные буквы в
условиях
наложения
и
«зашумления».
Уметь узнавать звуки [л]и[л']
в ряду звуков, слогов, слов,
различать их между собой.
Уметь производить звуковой и
слоговой анализ слов. Уметь
печатать и конструировать
букву Л, читать слова и
предложения с ней.

звукового и слогового анализа
слов. Ознакомление с буквой Л.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
буквы,
чтение
слов
и
предложений с ней.
Звук [р]
и Ознакомление с артикуляцией
буква Р
звуков [р] и [р']. Закрепление
представлений о твёрдостимягкости,глухости-звонкости
согласных
звуков.
Формирование навыка узнавания
звуков [р] и[р'] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях.
Совершенствование
навыков
звукового и слогового анализа
слов. Ознакомление с буквой Р.
Формирование
навыков
конструирования и печатания
новой буквы, чтение слов и
предложений с ней.
Повторение и Упражнения
в
различении
закрепление
звуков
[р]-[р']-[л]-[л']-[j]
в
пройденного словах.
Совершенствование
навыков звукового и слогового
анализа
слов,
анализов
предложений.
Совершенствование
навыка
печатания и конструирования
новой буквы, чтения слов и
предложений с пройденными
буквами.
Буква Ь
Ознакомление с буквой Ь.
Формирование понятия о том,
что эта буква не обозначает
звука. Формирование навыков
конструирование и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений с ней.
Буква Ъ
Ознакомление с буквой Ъ.
Формирование понятия о том,
что эта буква не обозначает
звука. Формирование навыков
конструирование и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений с ней.
Повторение и Совершенствование
навыков
закрепление
звукового и слогового анализа и
пройденного синтеза
слов,
анализа
предложений.
Совершенствование
навыка
печатания слов и предложений.

Уметь узнавать звук [р] и [р']
в ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях, различать их
между
собой.
Уметь
производить
звуковой
и
слоговой анализ слов. Уметь
печатать и конструировать
букву Р, читать слова и
предложения с ней.

Уметь различить звуки [р][р']-[л]-[л']-[j] в словах. Уметь
производить
звуковой
и
слоговой анализ слов и
предложений. Уметь читать
слова и предложения с
пройденными буквами.

Знать, что
обозначает
печатать и
новую букву,
слова с ней.

буква Ь не
звука.
Уметь
конструировать
читать слоги и

Ознакомление с буквой Ъ.
Формирование понятия о том,
что эта буква не обозначает
звука. Формирование навыков
конструирование и печатания
новой буквы, чтения слов и
предложений с ней.
Уметь производить звуковой
анализ и синтез слов, анализ
предложений. Уметь печатать
слова
и
короткие
предложения,
небольшие
тексты.
Уметь
решать

Совершенствование
навыков
чтения
слов,
предложений,
текстов, разгадывания ребусов и
решения кроссвордов.
Повторение и Совершенствование
навыков
закрепление
звукового и слогового анализа и
пройденного синтеза
слов,
анализа
предложений.
Совершенствование
навыка
печатания слов и предложений.
Совершенствование
навыков
чтения
слов,
предложений,
текстов, разгадывания ребусов и
решения кроссвордов.
Повторение и Совершенствование
навыков
закрепление
звукового и слогового анализа и
пройденного синтеза
слов,
анализа
предложений.
Совершенствование
навыка
печатания слов и предложений.
Совершенствование
навыков
чтения
слов,
предложений,
текстов, разгадывания ребусов и
решения кроссвордов.

кроссворды
ребусы.

и

разгадывать

Уметь производить звуковой
анализ и синтез слов, анализ
предложений. Уметь печатать
слова
и
короткие
предложения,
небольшие
тексты.
Уметь
решать
кроссворды и разгадывать
ребусы.
Уметь производить звуковой
анализ и синтез слов, анализ
предложений. Уметь печатать
слова
и
короткие
предложения,
небольшие
тексты.
Уметь
решать
кроссворды и разгадывать
ребусы.

Приложение №4
Дидактические игры
Название игры

Цель

Игровой материал

«Ушки на макушке»

Развитие слухового восприятия, Аудиокассета со звуками
ориентации в пространстве

«Стена звуков»

Слушание и понимание звуков Стенд
со
окружающего мира
предметами

«Игровой кейс»

Развитие слухового восприятия

звучащими

Кейс с различными звучащими
предметами:
погремушка,
бумага, бубен, колокольчик,
дудочка, бубен и т.д.

«Колдуй бабка, колдуй Развитие слухового внимания, Отрывки из стихотворений:
дед»
определение
смысла
слов,
- Где обедал воробей?
отличающихся одним звуком
- В зоопарке у дверей (зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал
(лейки)

цветы

из

рейки

У меня пропал носок
Утащил его цветок (щенок)

Синеет море над волнами
Летают майки
волнами

(чайки)

над

На глазах у детворы
Красят крысу (крышу) маляры

Тает снег, бегут ручьи
На ветвях сидят врачи (грачи)
«Играй-ка»

Подбирание
слов Коза-коса
отличающихся одним звуком
Маска-Машка
друг от друга
Лук-люк
Мак-бак
Уточка-удочка

«Я-музыкант»

Отхлопывание ритма, соблюдая Ладони, бубен, стук карандаша,
паузы между хлопками
погремушки, колокольчики

«Мы радисты»

Воспроизведение ритмического Ладони,
рисунка по карточке
инструменты

«Звуковой городок»

Ознакомление со звуками

«Звуковые деревья»

Обучение
анализу

детей

звуковому Звуковые деревья с красными,
синими, зелеными листьями,
предметные картинки

«Конверт звуков»

Обучение детей
составу слов

звуковому Конверты с красными, синими,
зелеными звуковичками

«Звуковой поезд»

Обучение детей
составу слов

звуковому Панно с железной дорогой и
вагонами красного, синего,
зеленого цвета

музыкальные

Звуковой городок с красными,
синими, зелеными домиками и
звуковичками

Первый гласный звук в Формирование фонематических Панно дерева
слове «Звуковое дерево» представлений
листьями,
фонематического анализа
картинки

с

красными
предметные

Первый,
последний Формирование фонематических Панно с синими листьями,
согласный звук в слове представлений
предметные картинки
«Звуковое дерево»
фонематического анализа
«Кто в домике живет?»

Ориентирование
структуре слова

«Звучащие пальчики»

Определение количества звуков Предметные картинки, пальцы
в слове
рук

«Поймай звуки»

Формирование
анализа

Соревнование
больше?»

«Кто Придумывание
заданный звук

в

звуковой Домики со звуковыми схемами
слов, предметные картинки

звукового Конверты
анализа
слов

для

звукового

на Фишки, призы

«Живые звуки»

Закрепление умения подбирать Звуковые схемы односложных,
слова к звуковой схеме
двусложных слов

«Надуй шарик»

Дифференцировать согласные Синие и зеленые шарики
звуки по твердости и мягкости

«Слоговые облака»

Определение слогового состава Облака
со
слова
обозначением,
картинки

слоговым
предметные

«Где мой домик?»

Деление слов на слоги

слоговым
предметные

«Таинственный
мешочек»

Развитие
зрительного Мешочек
с
объемными
восприятия, зрительного образа пластмассовыми буквами
буквы

«Логопедический
конструктор»

Закрепление
зрительного Палочки, нитки, пуговицы,
образа буквы, умение собирать фасоль, бумага, пластилин
целостный образ из нескольких
элементов

«Строители»

Развитие
зрительного Карточки
с
буквами
восприятия,
графомотрных недостающими элементами
навыков, запоминание букв

«Путаница»

Развитие
зрительного
восприятия, умение видеть
буквы, наложенные друг на
друга

«Знайка»

Развитие
восприятия

Домики
со
обозначением,
картинки

с

Карточки
с
графическим
изображением
нескольких
букв, наложенных друг на
друга

зрительного Карточки с изображением букв
в правильном и искаженном

виде
«Волшебное дерево»

Развитие зрительного внимания Ваза с веткой дерева, на
и восприятия
которой висят красные, синие,
зеленые листья


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».